EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.



Страница 29, всего страниц: 33
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 




       3. Какие методы ценообразования складываются в условиях рынка совершенной конкуренции? Каким образом они соотносятся с концепцией "справедливой цены"? Является ли цена, складывающаяся в условиях совершенной конкуренции, справедливой?
       4. Является ли совершенно конкурентное равновесие эффективным? Как оценить и какова будет эффективность (неэффективность) других рыночных структур?
       5. Препятствуют ли патенты, лицензии и авторские права конкуренции? И если да, должны ли такие ограничения конкуренции иметь место в экономике?
       6. Почему монополист не может назначить любую цену и произвести любое количество товара, какое захочет?
       7. Какие методы ценообразования можно рассматривать как наиболее "эффективные" с точки зрения монополиста?
       8. Каковы общественные издержки несовершенной конкуренции и каким образом их можно уменьшить?
       9. Является ли монополия "злом " или "благом" для общества? Кто выигрывает и кто проигрывает в результате установления монополии?
       10. Всегда ли монополия приводит к Х-неэффективности? В каких случаях монополия способствует техническому прогрессу?
       11. Какие критерии общественной эффективности той или иной рыночной структуры используются в экономической теории? Назовите преимущества и недостатки каждого подхода.
        4. Литература 
        18. Базовый учебник. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999. Гл. 7.
       Основное содержание данной темы раскрывается в учебниках К. Макконнелла, С. Брю (гл. 26, 27) и П. Самуэльсона (гл. 25). С историей вопроса можно ознакомиться в работах Э. X. Чемберлина, Б. Г. Серебрякова. Более углубленный теоретический анализ рассматриваемых проблем с применением математики предложен в книгах Э. Маленво (гл. III. § 9) и У. Баумоля (гл. II. § I—5). Современные точки зрения изложены в работах М. В. Бойко и Р. М. Энтова. Дальнейшее развитие вопросов темы в курсах по теории отраслевых рынков Ж. Тироля, Ф. Шерера и Д. Росса.
        2. Бойко М. В. Неоклассическая модель чистой монополии. М.: ИМЭМО, АН СССР, 1990.
        3. Лейбенстайн X. Аллокативная эффективность в сравнении с "Х-эффективностью" // Теория фирмы. С. 477—506.
        4. Маленво Э. Лекции... Гл. III. § 9. С. 80—85.
        5. Робинсон Дж. Экономическая теория... Гл. 3—5. С. 88—130.
        6. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Теория фирмы. С. 299—328.
        7. Самуэльсон П. Э. Монополистическая конкуренция — революция в теории // Теория фирмы. С. 354—370.
        8. Серебряков Б. Г. Теории... Гл. 2. § 5. С. 134—152.
        9. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 1996. Гл. 1—4. С. 97—316.
        10.Чемберлин Э. X. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. М.: Экономика. 1996. Гл. IV—V. С. 93—162.
        11.Энтов Р. М. "Совершенный" рынок в современной западной экономической теории // Соревнование двух систем. М.: Наука, 1990. С. 141—158.
        12.Scherer F., Ross D. Industrial Market Structure and Economic. Performanc. Boston. 1990. Ch. 2. P. 15—55. Русский перевод: Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М. Инфра-М, 1997. С. 15—54.
        14.Williamson О. Antitrust Economics. Mergers, Cantracting and Strategic Behaviour. Cambridge. 1989.
        15. Varian H. Intermediate Microeconomics. N. Y., 1996. Ch. 23. p. 406—424. (Русск. перевод. С. 445—464).
       

        А. Титков УМК ЭТ Тема 09. Несовершенная конкуренция. 
        Учебные цели 

       1. Раскрыть особенности двух основных форм несовершенной конкуренции: монополистической конкуренции и олигополии.
       2. Объяснить, как определяются цена и объем производства фирмы, максимизирующей прибыль, в условиях монополистической конкуренции на краткосрочном и долгосрочном временном интервалах.
       3. Обсудить проблему эффективности монополистически конкурентных рынков.
       4. Уяснить, как взаимодействие фирм в условиях олигополии влияет на установление цен и объемов выпуска.
       5. Раскрыть содержание основных моделей поведения фирмы на олигополистическом рынке.
       6. Объяснить, почему монополии иногда практикуют ценовую дискриминацию, а также показать последствия ценовой дискриминации.
       7. Раскрыть содержание различных вариантов государственного регулирования естественной монополии.

        1. Конспект лекции 

       Совершенная конкуренция и чистая монополия — крайние полюсы спектра рыночных структур и как крайности встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистическая конкуренция и олигополия.
       Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, приближающийся к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция — случай, когда "много конкуренции и мало монополии", монополистическая власть на рынке относительно невелика. Противоположной ситуацией является олигополия, когда небольшое число крупных фирм производят основную ("львиную") долю продукции данной отрасли. Рассмотрим их подробнее.
       

        План. 

       9.1. Монополистическая конкуренция.
       9.2. Олигополия.
       9.3. Другие формы несовершенной конкуренции.
       9.4. Антимонопольное законодательство и регулирование.
         

        9.1. Монополистическая конкуренция. 

        Условия возникновения. Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм , тайный сговор между которыми практически невозможен.
       Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
       Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада и т. д.
       Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д.
       В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.
       Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
       В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.
       
        Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.
        Определение цены и объема производства. Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса (D ) параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (см. D на рис. 9.1).
       

         
        Рис. 9.1. Монополистическая конкуренция 

       Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).
       Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель.
       Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. Если при совершенной конкуренции производится Qcпо цене Рc, то в условиях монополистической конкуренции — Qmпо цене Рm(см. рис. 9.1).
       В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).
       
        Подведем итоги. В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.
        Издержки монополистической конкуренции. Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Если в условиях совершенной конкуренции Р = МС (см. рис. 7.1), то при монополистической конкуренции Р > МС (см. рис. 9.2).
       
        Рис. 9.2. Моноолистичекя конкуренция: равновесие в долгосрочном периоде. 
       Легко заметить, что Рm> min AC, тогда как в условиях совершенной конкуренции Р = АС. Это означает, что при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей.
       Эти избыточные мощности и являются платой за дифференциацию продукта. Из рис. 9.2 видно, что чем круче угол наклона кривой спроса, тем дальше влево сдвигается объем производства от оптимальных размеров, которые достигаются в точке минимума АС (сравним Qcи Qmна рис. 9.2).
       Однако, чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере промышленность способна удовлетворить многообразные интересы и изощренные вкусы потребителей.
        Неценовая конкуренция. Реклама. Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот (и головной боли) при его потреблении.
       Если купленный холодильник постоянно ломается, телевизор не дает качественного изображения, а музыкальный центр — чистого звука, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие этих услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара.
       В условиях научно-технического прогресса стремительно увеличивается число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в их проталкивании на рынке играет реклама. Реклама пытается приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.
       На рис. 9.3 представлены возможное влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки. Допустим, первоначальные издержки равны АС1, а объем продаваемой продукции — Q1.
       В результате успешно проведенной рекламы объем продаж расширяется до Q2. При этом возможно даже понижение средних издержек производства в результате значительной экономии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связанные с рекламой (АС2< АС1).

Страница 29, всего страниц: 33
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 




Экономическая теория. Конспект лекций: [База экономических рефератов], 19.03.2006.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright © 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий Виноградов