Страница 20, всего страниц: 33 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
5.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг Взаимодополняемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами . Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобильи бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной линией (рис. 5.18) Y C3 M U3 C2 U2 H C1 U1 0 N G X Рис. 5.18. Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис. 5.19. Y C U3 U2 D U1 0 X Рис. 5.19. Относительная взаимодополняемость Если два продукта взаимодополняемы , между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности EDxy, показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо: EDxy= (dQx/Qx)/(dPy/Py), (5.7) Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ (EDxy< 0) означает, что спрос на благо У изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности EDxy= - . это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо У приводит к полному исчезновению спроса на благо Х. Взаимодополняемость благ – свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис.5.20). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const. Y H U3 U2 U1 0 G X Рис. 5.20. Совершенная взаимозаменяемость Y U2 U1 0 X Рис. 5.21. Относительная взаимозаменяемость Если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности ЕDxy(см. формулу 5.7). Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов (ЕDxy> 0) означает, что спрос на благо Х и цена на благо У изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене блага У, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности ЕDxy= + . Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо У приводит к почти полному перемещению спроса на благо Х. Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ. Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ. 11. Литература Базовый учебник: Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999. Гл. 4. Основное содержание данной темы раскрыто в учебниках К. Макконнелла, С. Брю (гл. 23) и П. Самуэльсона (гл. 21). Более углубленное понимание предмета с включением математических методов анализа дается в книгах У. Баумоля (гл. 8), Э. Маленво (гл. II), А. Н. Чеканского и Н. Л. Фроловой (гл. 1—5). История вопроса излагается в работе К. Б. Козловой и Р. М. Энтова. Строгую теоретическую проработку вопроса и возможности применения теоретических выводов на практике можно найти в книгах А. Маршалла и Дж. Р. Хикса. Алчиан А.Значение измерения полезности // Теория потребительского поведения и спроса. С. 337—369. Бем-Баверк Е.Основы теории ценности хозяйственных ценностей. Часть I // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. М.: Экономика, 1992. С. 253—347. Винер Дж. Концепция полезности в теории ценности и ее критики // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 78—116. Джевонс У. С. Об общей математической теории политической экономии // Теория потребительского поведения и спроса. С. 67—69. Интриллигатор М.Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Прогресс, 1975'. С. 199—229. Козлова К. Б., Энтов Р. М.Теория цены. Гл. 2, 3. М.: Мысль, 1972. С. 67—122. Лейбенстайн X.Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. С. 304—325. Маленво Э.Лекции по микроэкономическому анализу. М.: Наука, 19852. Гл. II. С. 23—51. Маршалл А.Принципы... Т. 1. Кн. III. Гл. 1—4. С. 145—182. Серебряков Б. Г. Теории экономического равновесия. Гл. 1. М.: Мысль,1973. С.22—53. Современная экономическая мысль.Гл. 12. С. 317—358. Хикс Дж. Р., Аллен Р. Г. Д. Пересмотр теории ценности // Теория потребительского поведения и спроса. С. 117—141. Хикс Дж. Р.Стоимость и капитал. Гл. I—III. M.: Прогресс, 1988. С.103—148. Чеканский А. Н., Фролова Н. Л.Теория поведения потребителей и рыночный спрос. М.: ТЕИС, 1996. Гл. 1—5. С. 5—101. Friedman D.Price Theory. Cincmato. 1986. Ch. 3, 4. P. 36—98 ЭТ ТЕМА 06. Производство экономических благ Учебные цели 1. Изучить производственную функцию, выяснить, каким образом она выражает связь между структурой затрат и выпуском продукции, а также графически изобразить ее с помощью карты изоквант. 2. Обратить внимание на закон убывающей предельной производительности. 3. Уяснить суть правила наименьших издержек и правило максимизации прибыли. 4. Изучить содержание технической и экономической эффективности. 5. Раскрыть содержание предельной нормы технологического замещения ресурсов. 6. Обратить внимание на различные виды эффектов масштаба производства. 1. Конспект лекции Теория поведения потребителя позволила глубже понять явления, которые лежат на стороне спроса. Теория фирмы поможет нам глубже разобраться в отношениях, складывающихся со стороны предложения. Однако прежде чем выявить особенности рыночной стратегии и тактики фирмы, кратко охарактеризуем общие (универсальные, не зависящие от типа экономической системы) основы производства благ. План. 6.1. Производство с одним переменным фактором. 6.2. Выбор производственной технологии. Техническая и экономическая эффективность. 6.1. Производство с одним переменным фактором. Производство и факторы производства. Как уже отмечалось в теме 2, под производством в современной микроэкономике понимается деятельность по использованию факторов производства (ресурсов) с целью достижения наилучшего результата. Если объем использования ресурсов известен, то максимизируется результат, если известен результат (которого необходимо достичь), то минимизируется объем ресурсов. Понятия "затраты", "выпуск", "деятельность фирмы" трактуются в современной экономической науке довольно широко. Под затратами понимается все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата. Выпуском может быть любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи. Деятельность фирмы может обозначать как производственную, так и коммерческую деятельность, например транспортировку, хранение и даже покупку продукции с целью ее последующей перепродажи. В современном обществе любая фирма производит, как правило, не одно, а целый ряд экономических благ, однако мы в целях упрощения будем пренебрегать этим обстоятельством; предполагается, что производится лишь один товар (или услуга). Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией: Q = f (F 1 , F 2 , .... F n ), (6.1) где Q — максимальный объем производства при заданных затратах; F1— количество использованного фактора f1; F2— количество использованного фактора f2 Fn— количество использованного фактора fn. Закон убывающей предельной производительности. Предположим сначала, что F1является переменным фактором, тогда как остальные (n - 1) факторов (F2, ….. Fn) постоянны: Q = f (F1, F2, … Fn). 123const Для того чтобы отразить влияние переменного фактора на производство, вводятся понятия совокупного (общего), среднего и предельного продукта. Совокупный продукт — это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора, можно получить средний продукт:
Страница 20, всего страниц: 33 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Экономическая теория. Конспект лекций: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|