EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:


Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.



Страница 17, всего страниц: 33
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 




       Менар К.Экономика организаций. М.: Инфра-М, 1996.
       Найшулъ В. А.Либерализм и экономические реформы // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 8.
       Норт Д.Институты и экономический рост: Историческое введение // THESIS. 1993. Весна. С. 69—91.
       Савас Э. С. Приватизация: ключ к рынку. М.: Дело, 1992. Ч. 2 С. 53—158.
       Хайек Ф.Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. Гл. 4—5. С. 39—60.
       Шаститко А. Е.Внешние эффекты и трансакционные издержки. М.: ТЕИС, 1997.
       Эрроу К.Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS. Т. 1. Вып. 2. С. 53—58.
       Milgrom P..RobertsJ.Economics, Organization and Management. Prentice Hall, 1992. Ch. 9.
       North D.Structure and Change in Economic History. N. Y., 1981.
       Eggertsson T.Economic Behavior and Institutions. Cambridge University Press, 1990.
       
        ЭТ Тема 5. Теория потребительского поведения 

        Учебные цели 

       1. Раскрыть содержание предельной полезности товара, показать ее отличие от общей полезности и сформулировать закон убывающей предельной полезности.
       2. Уяснить правило максимизации полезности.
       3. Изучить кривые безразличия и дать их характеристику, а также разобраться в карте безразличия и установить, чем отличаются друг от друга различные кривые, расположенные на карте.
       4. Обратить внимание на предельную норму замещения продуктов и показать, что лежит в основе изменения ее величины.
       5. Раскрыть содержание бюджетной линии и факторы, определяющие ее положение на графике.
       6. Уяснить положение потребительского равновесия и выявить, под влиянием каких факторов оно может измениться.
       7. Понять, каким образом могут быть построены кривые «доход-потребление» и «цена-потребление» и как на основе кривой «цена-потребление» строится кривая спроса.
       8. Раскрыть содержание эффекта дохода и эффекта замещения и влияние, оказываемое ими на величину потребительского спроса.
       
       Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1) Что купить? 2) Сколько стоит? 3) Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?
       Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй – исследовать цену, чтобы решить третий вопрос – определить доход потребителя.
       Эти три проблемы – полезность, цена и доход – и составляют содержание теории поведения потребителя.

        Содержание 

       



 
       1.
 
       Конспект лекции
 
       
 
       11.
 
       Литература
 
       
 
       111.
 
       Вопросы для повторения
 
       
 
       1У.
 
       Примеры ответов на тесты
 
       
 
       У.
 
       Контрольные тесты
 
       
 
       У1.
 
       Примеры решения задач
 
       
 
       У11.
 
       Контрольные задачи
 
       
 
       У111.
 
       Словарь основных терминов и понятий
 
       


       

         
        1. Конспект лекции 
        План 

        5.1. Потребительский выбор и его особенности. 
        5.2. Закономерности развития потребительских предпочтений. 
        5.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг. 
       

        5.1. Потребительский выбор и его особенности 
         

        Полезность блага (utility of good) – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
       В результате исследований в Х1Х в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.
       Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (total utility) – TU (см. рис. 5.1а).
       Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) - MU - каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис.5 1.б).
       Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса.
       TU
       max
       
       0 A B Q

       (a)
       

       МU
       
       0 A B Q

       (б)

        Рис. 5.1. Общая (а) и предельная (б) полезность 
       
        Функция полезности. Представителями австрийской школы К. Менгером, Е. Бем-Баверком, Ф. Визе была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. 5.2).
       
       TU
       
       0 q1 q2 q3 qn

        Рис. 5.2. Зависимость общей полезности блага 
        и его количества. 
         

        Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:
       
       MU = d(TU)/ dQ (5.1)
       
       Но еще в ХУ111 в. А. Смит сформулировал парадокс стоимости воды и алмаза.
       «Почему вода, которая так необходима для жизни человека, стоит так дешево, а алмазы, которые практически бесполезны, стоят так дорого?»
       Общая полезность воды большая, а предельная – маленькая; у алмазов – наоборот, общая полезность мала, а предельная – велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью.
       
       P
       Излишек потребителя
       
       S
       
       P2
       
       D
       Общие затраты
       
       0 Q1 Q
       
       а) вода
       
       P
       Излишек потребителя
       
       S
       
       P2
       
       D
       Общие затраты
       0 Q2 Q

       (алмаз)
         
        Рис. 5.3. Парадокс воды и алмаза 
         

        Основные постулаты теории поведения потребителя. В современной теории потребительского выбора предполагается, что: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всехпродуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.
       Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
       1) Множественность видов потребления.Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
       2) Ненасыщенность.Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пересыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.
       3) Транзитивность.Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя.
       4) Субституция.Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
       5)Убывающая предельная полезность.Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.
       

        Условия равновесия потребителя. 

       Таблица 5.1

        Предельная полезность и цена благ 

       



 

        Блага 

 
        Предельная 
        полезность 
 
        Цена 
        руб. 
 
        Взвешенная предельная полезность 
 

       

 

        (MU) 

 
        (P) 
 
        (MU/P) 
 
       А
 
       100
 
       10
 
       10
 
       В
 
       80
 
       4
 
       20
 
       С
 
       45
 
       3
 
       15

       

         

Страница 17, всего страниц: 33
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 




Экономическая теория. Конспект лекций: [База экономических рефератов], 19.03.2006.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright В© 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий Виноградов