EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.



Страница 18, всего страниц: 33
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 



       Перераспределяя наш доход, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны, например, как в табл. 5.2. В этой точке потребитель достигает положения равновесия.

       Таблица 5.2

        Положение равновесия потребителя (в кардиналистской теории) 

       



 

        Блага 

 
        Предельная 
        полезность 
 
        Цена 
        руб. 
 
        Взвешенная предельная полезность 
 

       

 

        (MU) 

 
        (P) 
 
        (MU/P) 
 
       А
 
       150
 
       10
 
       15
 
       В
 
       60
 
       4
 
       15
 
       С
 
       45
 
       3
 
       15

       
       
       MU1/P1= MU2/P2= … = MUn/Pn(5.2)
       
        Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
        Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, марка, фунт и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
       Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.
       Действительно, если
       MU1/P1= MU2/P2= …= MUn/Pn, то и
       
       MU1/MU2= P1/P2; …MU1/MUn= P1/Pnи т.д.
       Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен, то есть
       MU1: MU2: …: MUn= P1: P2: … Pn. (5.3)
       Обозначим взвешенную предельную полезность через:
       MU1/P1= MU2/P2= … = MUn/Pn = ,
       
       где  - предельная полезность денег.
       
       Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:
       MUi=Pi.
       
        Особенности потребительского спроса . Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений.
         

        ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС 
       
       Функциональный Нефункциональный
       
       

       Социальный Спекулятивный Нерациональный
       
       Эффект Эффект Эффект
       присоединения сноба Веблена
       к большинству
         

        Рис. 5.4. Классификация потребительского спроса 
       (по Х. Лейбенстайну)

        Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).
        Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.
        Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.
        Эффект присоединения к большинству – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.
        Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но это зависимость обратная.
       3. Эффект Веблена – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.
        Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
        Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении человека.
       

        5.2. Закономерности развития потребительских предпочтений 
         

        Кривая безразличия. Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования.
       Ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной ( кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага ( ординалистская, или порядковая, теория полезности).
       При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага (рис.5.5).
       Z
       U2K L U1
       
       R1 R2
       
       Y X
       R’1 R’2
       K L
       T1 H2
       T2 H1

       0
       
        Рис. 5.5. Кривая безразличия в трехмерном 
        пространстве. 
         

       Поскольку величина полезности зависит от количества благ, то функция полезности блага Х представлена кривой U1, блага У – U2.
       Проекция K1R1R2L1кривой KR1R2L на плоскость У0Х сохраняет все свойства первоначальной кривой и называется кривой безразличия.
        Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
       Допустим, что Х является молоком, а благо У – булочкой. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли три булочки, запив их стаканом молока (точка R11), или съесть одну булочку, запив ее тремя стаканами молока (точка R12) (см. рис. 5.6).
       Y
       
       K’
       
       R’1
       T1
       
       R’2
       T2
       0 H1 H2 L’ X
       

        Рис. 5.6. Кривая безразличия в двухмерном 
        пространстве 

       Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис. 5.7).
       Y
       
       U4
       U3
       U2
       U1
       X

        Рис. 5.7. Карта кривых безразличия 

        Зона замещения. Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. Рассмотрим кривую безразличия (рис.5.8).
       Y
       
       Зона субституций
       N R
       
       S
       M
       
       0 T H X
       
        Рис. 5.8. Зона замещения (субституции) 
         
        Предельная норма замещения. Предельная норма замещения (marginal rate of substitution - MRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.
       
       Y
       
       I
       
       y
       II
       y – y
       
       
       x
       0 x x + x X
         
        Рис. 5.9. Предельная норма субституции 
         
       Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага Х, а на оси ординат – количество единиц блага У, то отношение – У/Х или dy/dx характеризует предельную норму замещения (или субституции) У на Х (рис. 5.9).
       
       MRSxy= - y/x , (5.4)
       
       или для непрерывного случая
       
       MRSxy= - dy/dx, (5.5)
       
       где MRSxy– предельная норма замещения у на х.
       
        Бюджетное ограничение. Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.
       Кривы безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов).

Страница 18, всего страниц: 33
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 




Экономическая теория. Конспект лекций: [База экономических рефератов], 19.03.2006.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright © 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий Виноградов