EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Рефераты и работы студентов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. РЕФЕРАТ.

Источник: База экономических рефератов
Разделы: Экономика и управление
Полный текст: HTML (открывается в новом окне) , RTF(zip)


Страница 6, всего страниц: 8
1 2 3 4 5 6 7 8 




       Маркетинговый подход к постановке платных услуг в библиотеке предполагает использование различных признаков для их классификации, в частности: назначение, потребительские характеристики, форму представления, продолжительность взаимодействия с пользователем, предметно-деятельностные параметры. Наиболее оптимально моделировать перечень платных услуг библиотеки позволяетпредметно-деятельностный уровень ранжирования,когда в качестве перспективных базовых ассортиментных групп рассматриваются библиотечно-информационные, прибиблиотечные и сервисные, консалтинговые и образовательные, досуговые, издательско-полиграфические, рекламные и посреднические услуги.
       Библиотечно-информационные услуги— результат инициативной профессиональной деятельности, нацеленной на удовлетворение Дополнительных потребностей и запросов пользователей средствами библиотеки. В их числе: приоритетный доступ к новым поступлениям, выдача фондовых документов из читального зала на дом, предоставление изданий конъюнктурной тематики, подбор документов по заданным критериями, тематическое информирование, составление библиографических материалов, выполнение фактографических справок, аннотирование и реферирование, подготовка дайджестов, редактирование библиографических описаний, индексирование авторских работ.
       Прибиблиотечные, сервисные услугиобеспечивают полноценное восприятие и успешную реализацию профильной деятельности библиотеки, создают благоприятные условия для ее эффективного функционирования, гарантируют дополнительные удобства пользователям, облегчают эксплуатацию оргтехники, предоставляют возможность проката и ремонта оборудования социально-культурного и бытового назначения. К ним относятся: прием по телефону или факсу предварительной заявки и подбор фондовых документов, прием запросов и сообщение по телефону разнообразных справок, постановка на очередь и/или информирование о возврате в фонд библиотеки выданного другому пользователю документа, бронирование документов на определенный период, продление срока пользования выданной литературой, иноязычные переводы, машинописные работы, переплет листовых материалов, доставка книг на дом или рабочее место, предоставление кабинета для занятий, прокат и перезапись материалов на небумажных носителях информации (кассетах, дисках, дискетах), прокат и ремонт аудио-, видеотехники и компьютеров, продажа канцтоваров и др.
       Консалтинговые, образовательные услугиспособствуют овладению систематизированными знаниями, умениями и навыками в условиях или с помощью библиотеки. Среди них: консультирование по оформлению библиографических описаний и составление списков литературы к научным работам, проверка орфографии и пунктуации рукописей, организация разноплановых лекториев и курсов, консультации отраслевых специалистов, экскурсии по библиотеке, предоставление пакета методических материалов и повышение квалификации (стажировка) работников других библиотек.
       Досуговые услугинаправлены на удовлетворение рекреационных потребностей доступными для библиотеки средствами. Это: кружки и клубы по интересам, видеосалоны, дискотеки, игротеки, предоставление игровых автоматов и приставок, разработка сценариев мероприятий, экскурсионно-туристическая деятельность и т.п.
       Издательско-полиграфические услугисвязаны с репродуцированием произведений печати, а также подготовкой и тиражированием печатной продукции библиотеки. В их числе: копирование фондовых документов и иных материалов (включая микроносители), редакционно-издательские услуги на основе компьютерной техники (набор и редактирование текста, макетирование, сканирование, графика и пр.), выпуск библиографических и других заказных изданий.
       Рекламные, посреднические услугикоммуникативно воздействуют на потребителей, нацелены на представительство сторонних интересов. К ним относятся: размещение рекламной продукции в библиотеке и ее изданиях, раздача и рассылка рекламных материалов, проведение рекламных мероприятий, организация обменного пункта литературы и кассет из домашних собраний, целевое комплектование библиотек, оформление подписки на периодику, продажа печатной продукции (в том числе по договору с издательством или автором), сдача в аренду (субаренду) части занимаемых помещений, предоставление номера служебного телефона (факса) и электронного адреса в качестве контактного, проведение заказных конъюнктурных социологических исследований, экспедирование почтовых отправлений.
       В последние годы отечественные библиотечно-информационные учреждения активно используют в своей инициативной деятельности долговременные формы взаимодействия с пользователями, предлагая различные совокупности (наборы) услуг в режиме дополнительногоплатного обслуживания.Этот процесс характеризуется:
       • дифференцированным подходом к реальным и потенциальным абонентам;
       • учетом возможностей конкретной библиотеки в контексте существующего и прогнозируемого потребительского спроса, а также факторов целесообразности предоставляемых форм и видов обслуживания;
       • наличием специальных проблемно ориентированных подразделений в структуре библиотечного учреждения (например, абонементов, бюро, секторов и пр.), обеспечивающих отдельные целевые направления сверхнормативной деятельности;
       • особыми взаимоотношениями библиотеки с пользователями (в частности, комплексность и желаемая комфортность получения услуг или продукции, долгосрочность контактов, договорность, возможность безналичных расчетов на принципах предоплаты и/или постоплаты и др.);
       • ориентацией на максимальную удовлетворенность потребителя и библиотеки результатами обоюдовыгодных контактов.
       В практике российских библиотек наиболее распространены следующие виды дополнительного платного обслуживания пользователей:
       1. Разноаспектныеабонементы,в том числе:
       • абонементы, предоставляющие возможность получать документы из читального зала на дом во внерабочий для библиотеки период (ночной абонемент, абонемент выходного/праздничного дня и т. п.)
       • абонементы популярной/актуальной (художественной, юридической, экономической, учебной и пр.) литературы;
       • абонементы небумажных носителей информации (видеоабонемент и др.);
       • залоговые абонементы;
       • функциональные комплексные абонементы (например, телефонный абонемент, абонемент предварительного заказа, библиографический абонемент, абонемент дипломника, абонемент предпринимателя);
       • нетрадиционные абонементы с прямым целевым инвестированием со стороны заинтересованных пользователей (в частности, пресс-абонемент).
       2. Комплексноедоговорное абонентное обслуживание.
       3.Обслуживание в рамках самостоятельных стационарных подразделенийв структуре или при библиотеке (секторов/отделов с профилированным фондом документов, кабинетов/центров коммерческой, социальной и иной информации, бизнес-библиотек, компьютерных библиотек и т. д.).
       4. Они могут быть ориентированы:
       •на потребителей(представители малого и среднего бизнеса, молодые предприниматели, учащиеся и студенты, пожилые люди, женщины и др.);
       •потребности(информационные, образовательные, досуговые, общекультурные);
       • фонды/профиль комплектования (справочники и базы данных, законодательные и нормативные документы, экономика и финансы, менеджмент, маркетинг и пр.).
       В процессе формирования и претворения в жизнь концепции платного обслуживания библиотека часто сталкивается с психологической неподготовленностью и, как результат, негативным отношением части потенциальных потребителей ее услуг/продукции к данному аспекту работы. Морально бывают не готовы заниматься инициативной хозяйственной деятельностью и библиотечные специалисты, отторгающие в ряде случаев любой, "библиотечный бизнес" в силу традиционной альтруистической ментальности профессионального сознания. Наконец, не всегда адекватно воспринимают ситуацию вышестоящие органы управления библиотечным делом, учредители, финансирующие организации, которые опасаются проявления элементов экономической самостоятельности библиотек, а также чрезмерной коммерциализации, способной, по их предположению, закрыть доступ малообеспеченным читателям к библиотечным фондам.
       Подчеркнем, что при моделировании возможного перечня и рекламе платных услуг (обслуживания) изучаются регион (инфраструктура) и состав привлекаемых библиотекой пользователей, прогнозируются спрос и платежеспособность потребителей, принимаются во внимание их психологические установки относительно платности части библиотечной деятельности.Эффективность реализации дополнительных платных направлений работы в условиях конкретной библиотеки зависит от оптимального сочетания интересов потребителя-пользователя и производителя-библиотеки (в целом, базового структурного подразделения, функционального специалиста), а также лояльности внешней среды(партнеры, конкуренты, органы управления и т. д.). Сучетом этих составляющих вырабатываются необходимые параметры деятельности библиотеки по предоставлению сверхнормативных платных услуг (платного обслуживания): номенклатура, возможные версии; соотношение качества, оперативности, полноты, цены.
       

        8. Договорные отношения в условиях библиотеки 

       Договорные (договорно-правовые) отношения в условиях библиотеки —двусторонние и/или многосторонние гражданские правоотношения, которые зафиксированы в форме устных или письменных (договоры, контракты) соглашений, определяющих взаимные права, обязанности и ответственность библиотечного учреждения и его партнеров (юридических и физических лиц).
       Правоприменительная практика в данной области регулируется Гражданским кодексом РФ (1994 г., 1996 г.), Кодексом законов о труде РФ (ред. 1992 г., измен, и доп. 1995 г.), законами РФ "Об авторском праве и смежных правах" (1993 г.), "О защите прав потребителей" (ред. 1996 г.), "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.), "О коллективных договорах и соглашениях" (ред. 1992 г., измен, и доп. 1995 г.), федеральными законами "О некоммерческих организациях" (1996 г.), "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.), "О библиотечном деле" (1994 г.), а также "Положением о претензионном порядке урегулирования споров" (1992 г.).
       В деятельности современных отечественных библиотек широкое распространение получилихозяйственные договоры— юридические документы, закрепляющие соглашение сторон (контрагентов) относительно условий создания и/или передачи соответствующих работ, услуг/продукции, регулирующие и дисциплинирующие организационно-экономические контакты библиотеки как хозяйствующей единицы и субъекта права.Типовая структураиспользуемых в библиотеках вариантов хозяйственных включает следующие позиции:
       •виддоговора (арендный, подрядный, агентский и т. д.);
       •стороныдоговора (с перечислением необходимых реквизитов);
       •предметдоговора (определяющая часть — о чем заключается договор);
       •права и обязанности контрагентов(с различной акцентировкой);
       •порядок действий сторон(включая взаиморасчет);
       •условия и порядок вступлениядоговорав силу;
       • срок действия и порядок прекращения взаимоотношенийпо договору (включая одностороннее расторжение договора);
       •особые условия(в том числе положения о санкциях за нарушение статей договора, положения о так называемом форс-мажоре — обстоятельствах непреодолимой силы);
       •порядок разрешения конфликтов и противоречиймежду сторонами;
       •документальные приложенияк договору (протокол согласования договорной цены, календарный план работы по договору и др.).
       Наиболее значимым для повседневной инициативной хозяйственной деятельности библиотечно-информационных учреждений видами юридически обязывающих договорных отношений являются:
       1. Договоры купли-продажи— услуг и продукции; конкретных прав; арендные.
       2. Договоры подряда —на создание и передачу интеллектуального продукта (услуг/продукции); об информационно-консалтинговом и ином обслуживании; на рекламу услуг/продукции или вида деятельности.
       3. Договоры о совместной деятельности— о создании временной организационно-правовой структуры без статуса юридического лица; агентские; кредитования.
       4. Особые виды договоров— учредительный; коллективный; внутрибиблиотечные; контракты со специалистами.
       Первый типдоговоровзакрепляет взаимоотношениякупли-продажии распространяется преимущественно на оказываемые библиотекой в текущий момент услуги и/или имеющуюся в наличии интеллектуальную продукцию.
       В рамках таких экономико-правовых отношений библиотечное учреждение на определенных условиях передает конкретные итоговые продукты своей деятельности (в том числе подоговорам поставки, мены),права на принадлежащую ему интеллектуальную собственность и/или уникальные фонды(авторские договоры, лицензионные соглашения),часть эксплуатируемых материальных объектов(договоры аренды/субаренды, лизинга)пользователю. Другая сторона договора (юридическое или физическое лицо) за согласованную цену приобретает (обменивает, берет напрокат, арендует) их в соответствии с оговоренными позициями. Данными вариантами договоров определяется: кому и что библиотекой продается (осуществляется, поставляется, передается, сдается в наем и пр.), в каком количестве (объеме), по какой цене.

Страница 6, всего страниц: 8
1 2 3 4 5 6 7 8 




Экономические аспекты информационно-библиотечного обслуживания. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright В© 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий Виноградов