EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Рефераты и работы студентов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. РЕФЕРАТ.

Источник: База экономических рефератов
Разделы: Экономика и управление
Полный текст: HTML (открывается в новом окне) , RTF(zip)


Страница 3, всего страниц: 8
1 2 3 4 5 6 7 8 




       Упорядочение статистики необходимо еще и потому, что мы никуда не уйдем от разработки и внедрения в России социальных нормативов и норм, включающих в том числе и нормативы в области обеспечения населения библиотечными услугами. Готовится проект закона РФ о социальных стандартах. Думается, что нормативы будут ориентированы на душу населения, а следовательно, встанет вопрос и о соотношении числа жителей и читателей библиотек.

        2. Библиотечный маркетинг 

       Библиотечный (библиотечно-информационный) маркетинг—специфический вид творческой управленческой деятельности, основывающийся на комплексном организационно-экономическом анализе, прогнозировании спроса и возможностей его удовлетворения, а также рекламе предоставляемых библиотекой услуг, интеллектуальной продукции и сервиса. Конечной целью является адаптация библиотечно-информационного учреждения к изменяющимся объективным потребностям общества и запросам конкретных категорий (групп) пользователей (т. е. текущей конъюнктуре рынка), направленное стимулирование спроса на соответствующие библиотечно-информационные и сопутствующие продукты (услуги/продукцию).
       Термин "библиотечно-информационный маркетинг" — наиболее комплексный среди других интерпретаций маркетинга в библиотеке. Главная цель профильного маркетинга — повышение эффективности функционирования библиотечного учреждения (т. е. приспособленности к выполнению заданных функций в определенном режиме) посредством социально-экономического обоснования ведущих направлений работы, объективной оценки своих потенций в сочетании с учетом текущих и опережающим прогнозированием перспективных запросов пользователей.
       В классическом видемаркетинг(от англ, "market" — рынок, сбыт, спрос) предполагает направленную деятельность по выявлению оптимальных путей взаимодействия между поставщиками (продукции, услуг) и покупателями (пользователями). Логично смоделировать следующую"формулу" маркетинга (М):
       
       Традиционныймаркетинговый комплекссодержит четыре ключевых структурных элемента:
       • товар (продукция, услуга);
       • цена;
       • методы распространения (сбыта);
       • стимулирование (продвижение).
       Можно констатировать, с одной стороны, нацеленность маркетинговых процедур на изучение спроса и выявление потребностей, т. е. диагностику рынка, а с другой — активное воздействие на этот спрос, рынок для формирования соответствующих перспективных запросов (потребительского поведения). При этом маркетинговый инструментарий обеспечивает надежный прогноз спроса при одновременной информации о реальных текущих потребностях пользователей, их пожеланиях и замечаниях относительно дополнительных услуг и сервиса, а также о ситуационных и потенциальных возможностях конкретного хозяйствующего субъекта.
       Базируясь на исходной аналитической (информационной) функции,активная управленческая функция маркетинга включает.
       •планирование ассортимента (номенклатуры) продукции, услуг;
       • планирование себестоимости и цены;
       • планирование и осуществление сбыта;
       • планирование продвижения продукции, услуг;
       • воздействие на организацию и управление конкретной деятельностью.
       Таким образом,концепция маркетинга позволяет реализовывать системный подход к управленческой деятельности:ставить перспективные цели, выдвигать текущие задачи, разрабатывать и осуществлять необходимые организационно-экономические мероприятия. Следует заметить, что в библиотечной сфере правомерно использование как общепринятого коммерческого, так и некоммерческого маркетинга.
       Под коммерческим маркетингом понимается научно обоснованный подход к предпринимательству, базирующийся на комплексных методах изучения и стимулирования спроса, коммерческих усилиях, интеграции и координации деятельности учреждения (предприятия) с расчетом на получение прибыли как за счет роста объема реализации конкурентоспособных продукции и услуг, так и в результате обеспечения удовлетворенности соответствующих потребностей.
       Коммерческий маркетинг применим в условиях развития внебюджетной инициативной хозяйственной деятельности библиотеки, формирования библиотечно-информационных и иных предпринимательских структур в составе, при или с участием библиотечного учреждения. В рамках дополнительного платного информационно-библиотечного обслуживания на смену уже ставшему привычным для отдельных направлений библиотечной работы хозяйственному расчету (без особой прогрессии доходов) приходит зачастую так называемый коммерческий расчет с его безусловной ориентацией на требования рынка и превалирующим стремлением к прибыльности (рентабельности). Тогда начинает действовать вся совокупность принципов коммерческого маркетинга, включая целевой рост прибыли и концепцию интенсификации коммерческих усилий. Это относится, прежде всего, к управлению бизнес-библиотеками, центрами деловой информации, кабинетами (отделами, залами) экономико-правовой, деловой литературы и конъюнктурной информации, а также другими автономными или полностью самостоятельными проблемно ориентированными подразделениями информационного и досугового профиля, весомо заявляющими о себе в различных регионах России. Коммерческий маркетинг может использоваться библиотекой при подготовке и реализации отдельных видов договоров с партнерами (о посредничестве, рекламе продукции или услуг и пр.).
       В то же время подавляющему большинству современных отечественных библиотек в повседневной практике логично сочетать социальные приоритеты основной (бесплатной для пользователей) деятельности с достижением оптимально сбалансированных собственных экономических интересов. В связи с этимнаиболее приемлемой для библиотечной работы в целом является методология некоммерческого маркетинга.
       Некоммерческий маркетинг — рыночная концепция управления, выступающая в качестве эффективного средства достижения общественных интересов в бюджетных отраслях деятельности, являющаяся мобильным инструментом управления взаимоотношениями с различными группами населения, нацеливания на восприятие и принятие соответствующих услуг и продукции (управление спросом), создания позитивного образа (имиджа) конкретного учреждения/организации. Ведущие принципы некоммерческого маркетинга — отсутствие стремления к обязательной финансовой прибыли, комплексный подход к изучению потребностей и выработке предложений по их удовлетворению, постоянная "обратная связь" с потребителем (клиентом, пользователем).
       Целями, задачами и объектами маркетинга в некоммерческих организациях,к которым относятся и библиотеки, могут быть:
       • пропаганда конкретных видов обслуживания(маркетинг услуг);
       • популяризация учреждения в целом(маркетинг организации, или самомаркетинг);
       • популяризация ведущих сотрудников, конкретных специалистов(маркетинг отдельных лиц);
       •пропаганда месторасположения объекта(маркетинг места);
       •распространение профильных идей(маркетинг идей).
       Одновременно подчеркнем, что основная задача так называемогосоциально ответственного некоммерческого маркетинга— достижение баланса трех факторов: потребностей клиентов (пользователей), общественных интересов, экономической обоснованности (целесообразности). При этом его значимость для общественной практики многоаспектна:
       • учет запросов потребителей;
       • учет собственных потребностей производителя (продукции, услуг);
       • учет долговременных интересов потребителей;
       • учет долговременных интересов общества.
       В системе управления библиотекой маркетинг является своеобразной рыночно ориентированной комплексной философией отраслевого менеджмента, его стройной теоретической концепцией и должен стать основой профессионального мышления руководителей современной российской библиотеки.
       

        3. Ценовая политика библиотеки 

       Правовой режим ценообразования в условиях библиотеки определяют Гражданский кодекс РФ (1994 г., 1996 г.), налоговое законодательство, законы РФ "О защите прав потребителей" (ред. 1996 г.), "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.), федеральные законы "О некоммерческих организациях" (1996 г.) и "О библиотечном деле" (1994 г.); "Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" (1995 г.).
       Базой экономически аргументированного ценообразования в библиотеках являетсякалькуляция— своеобразная смета, в которой в денежном выражении по калькуляционным статьям расходов (для определения себестоимости) и доходов (для определения отпускной цены) структурно группируются отдельные финансовые составляющие. В совокупности они дают представление о себестоимости и возможной цене отдельного библиотечно-информационного продукта, а также общей сметной стоимости оказываемой пользователю услуги или предоставляемой продукции.
       Ценовая политика—важная составная часть финансового планирования деятельности современной библиотеки; она реализует цели, задачи, основные направления в области ценообразования, формулируемые руководством в контексте общей конъюнктуры.
       При определении ценовой политики необходимо учитыватьдвуединую роль цены:во-первых, как регулятора отношений между библиотекой и обществом (в лице потребителей-пользователей), влияющего на доступность определенных видов информационных продуктов; во-вторых, как фактора, обеспечивающего хозрасчетный (рентабельный) характер платных форм обслуживания, что позволяет библиотеке осуществлять дальнейшую реализацию и развитие внебюджетных направлений профильной деятельности.
       Выделимтри различных целевых приоритета ценовой политики библиотеки:
       •преимущественное обеспечение реализации (сбыта) услуг и продукции;
       • максимизация текущей прибыли;
       • стабилизация собственных позиций и закрепление на профильном рынке.
       При выработке политики цен маркетологи и руководители библиотеки обычно исходят из положения, что устанавливаемые на платное обслуживание цены должны компенсировать понесенные ресурсные затраты и приносить доход, но, в то же время быть достаточно низкими, чтобы привлекать потенциальных пользователей и успешно конкурировать с другими библиотеками и органами научно-технической информации.
       Разработка ценовой стратегии конкретной библиотеки предполагает обоснование общих подходов и принципов ценообразования с целью последующего выбора сбалансированной тактики — ситуационно-вариативных методов и порядка формирования оптимальной рыночной стоимости сверхнормативных услуг, платной библиотечно-библиографической и информационной продукции, дополнительного сервиса.Отправными точками профильного ценового маркетинга можно считать аргументированный расчет себестоимости предлагаемых библиотекой услуг/продукции и выявление платежеспособного спроса ведущих групп пользователей.На основе сопоставления этих данных определяются общий уровень (высокие — средние — низкие) и возможный диапазон (от — до) рыночных цен. Цена при этом выполняет роль гибкого маркетингового инструмента и регулятора, так как способна оперативно меняться с учетом издержек, спроса и конкуренции.
       Наиболее упрощенной являетсяценовая политика, основанная на базовом учете издержеки предполагающая в качестве центрального звена определение совокупной стоимости собственно технологического процесса оказания библиотечно-информационной услуги или производства интеллектуальной продукции, организации обслуживания и накладных расходов. Ее дальнейшая методика предельно проста: к суммарной исходной себестоимости библиотечно-информационного продукта механически добавляется требующийся (желаемый) процент прибыли, т. е. реализуется формула "средние издержки + прибыль". Такой подход позволяет добиваться определенного уровня рентабельности инициативной деятельности библиотеки, но не ориентирован на изучение, учет и анализ реальных потребностей и спроса.
       Приценовой политике, основанной на спросе,первостепенное значение приобретает изучение существующих запросов и потенциальных потребностей пользователей, а также учет потребительской (коммуникативной, образовательной, культурно-духовной и др.) значимости ("ощущаемой ценности") библиотечно-информационных услуг и продукции. На основе анализа данных факторов определяется приемлемая для профильного целевого рынка цена.
       Здесь превалирует ориентация на рынок пользователей. Важно установить взаимосвязь между ценой конкретного библиотечно-информационного продукта и запросами соответствующих групп читателей (абонентов), их представлениями о его необходимости (значимости). При этом целесообразно руководствоваться классическими положениями закона спроса и принципами ценовой эластичности (гибкости) спроса.
       В библиотечной практике используется такжетип ценообразования, основанный на прецеденте,т. е. исходя из уровня текущих цен в родственных библиотечно-информационных учреждениях или у основных конкурентов (других библиотек, органов научно-технической информации, библиотечно-информационных коммерческих структур и т. п.). Необходимо учитывать ценовую конкуренцию, существующую в сфере библиотечно-информационной деятельности.

Страница 3, всего страниц: 8
1 2 3 4 5 6 7 8 




Экономические аспекты информационно-библиотечного обслуживания. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright © 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий Виноградов