EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Рефераты и работы студентов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. РЕФЕРАТ.

Источник: База экономических рефератов
Разделы: Экономика и управление
Полный текст: HTML (открывается в новом окне) , RTF(zip)


Страница 4, всего страниц: 8
1 2 3 4 5 6 7 8 




       Помимо представленных основных способов ценообразования, реализация ценовой стратегии библиотеки может предусматривать еще ряд аспектов, в частности установление стандартных (неизменных на протяжении определенного времени) и меняющихся (при тактике переменного ценообразования) цен, инициативные ценовые маневры и др. Для оптимальной постановки ценового планирования и эффективной ценовой политики в библиотеке большое значение имеет разграничение принципов определения цен на уже существующие на отраслевом рынке (во многом стандартные) услуги/продукцию и новые (оригинальные, уникальные) библиотечно-информационные продукты. Немаловажную роль играет учет психологических факторов, таких, как ценовые ожидания пользователей, реакция потребителей на цены конкурентов и т. д.
       Основными видами цен на дополнительные библиотечно-информационные услуги или продукциюмогут бытьпрейскурантные(директивные) исвободные.Из-за инфляции и финансовой нестабильности библиотек учет централизованно зафиксированной прейскурантной стоимости конкретных библиотечных услуг/информационно-библиотечных материалов и ее перенесение на фактические итоговые результаты библиотечной деятельности нереальны. В библиотечной практике повсеместное распространение получают свободные (как вариант — договорные) цены, устанавливаемые и индексируемые в соответствии с экономической ситуацией. В отличие от фиксированных (регламентированных прейскурантом) свободные цены гибкие, в наибольшей степени соответствуют принципам рыночной экономики, способствуя расширению самостоятельности и развитию хозяйственной инициативы отдельных библиотек. Нижним пределом цены в данном случае является фактическая себестоимость услуги или продукции библиотеки, а ее верхний уровень зависит от конъюнктуры рынка и конкурентоспособности предлагаемых пользователям библиотечно-информационных продуктов.
       Характеризуя общие подходы к ценовой политике в области коммерческих (в том числе уникальных) библиотечно-информационных продуктов, можно констатировать, что библиотеке необходимо устанавливать цены с учетом адекватности их восприятия со стороны как потребителей, так и конкурирующих библиотечно-информационных структур. Даже небольшим библиотекам целесообразно проводить самостоятельные локальные исследования в области ценового маркетинга. Это позволит обоснованно определять и систематически корректировать величину коэффициента ценовой прибыли, координировать политику цен по номенклатуре оказываемых услуг.
       

        4. Конкурентоспособность библиотеки 

       Конкурентоспособность библиотеки — оптимальное сочетание качественных и стоимостно-ценовых параметров итоговых продуктов деятельности библиотеки, позволяющее выдержать конкуренцию при наличии на профильном (прежде всего информационном) рынке аналогичных или близких по характеристикам услуг/продукции других хозяйствующих единиц (производителей, поставщиков), а также постоянно поддерживать потребительский спрос. Конкурентоспособность прямо пропорциональна качеству реализуемого итогового продукта, но обратно пропорциональна его цене и непосредственно зависит от конъюнктуры соответствующего рынка.
       Термин "конкуренция" по отношению к библиотечно-информационному пространству и инфорынку может использоваться для обозначения процесса взаимосвязи, взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия библиотек друг с другом, службами информации, средствами массовой коммуникации, научно-образовательными и досуговыми учреждениями, книготорговыми организациями, а также иными сопредельными хозяйствующими субъектами различной ведомственной принадлежности и разнообразных форм собственности при продвижении (реализации) соответствующих услуг или продукции.
       В условиях отечественного рынка библиотечно-информационных услуг и продукции библиотека обычно сталкивается стремя вариантами конкуренции:
       •видовой— по однотипным услугам/продукции, предлагаемым несколькими профильными производителями, и отличающихся качественными параметрами или дополнительным (сопутствующим) сервисом;
       •функциональной— между библиотеками и информационными центрами различных типов и видов, между структурными подразделениями внутри библиотеки и др.; благодаря наличию многоканальных возможностей (альтернативных способов) достижения аналогичного эффекта удовлетворения инфопотребностей из разнообразных источников (справочное издание в библиотеке, аналитический материал в выписываемой на дом газете или журнале, телетекстовая информация, устная консультация специалиста образовательного учреждения и т. п.);
       •ценовой— с учетом так называемых альтернативной стоимости и ощущаемой ценности; посредством различных льгот, но с фиксированной нижней ценой и при соблюдении "баланса безубыточности".
       Рыночный успех библиотечно-информационной деятельности зависит от ряда факторов, в том числе:
       •степени удовлетворенияпотребностей и ожиданийпользователей;
       • правильности выбора приоритетовосновного и сверхнормативного функционирования;
       •четкостиреализации селективногоподхода к отборуцелевыхгрупп обслуживания;
       • умения сотрудниковбиблиотеки оперативноосуществлять поискнеобходимыхисходных материалов итворческиинтерпретировать ихв аналитическую и иную метаинформацию;
       •успешности гармонизациидополнительных платных услуг/продукции с основным бесплатным обслуживанием;
       •доступностиитоговых результатов деятельности библиотекидля пользователей.
       Происходящие в последние годы серьезные изменения требований к характеристикам профильных (библиотечно-информационных), сопутствующих (консультационно-образовательных) и сервисных (прибиблиотечных, посреднических) услуг библиотеки, колебания емкости (насыщенности) отраслевого рынка (возможных масштабов реализации библиотечно-информационных продуктов), ценовая диверсификация (многообразие) на предлагаемые различными библиотечными учреждениями однородные услуги или продукцию предопределяютпотребность учета изменений во внешней экономической среде,выявления реальных и потенциальных конкурентов, нейтрализации последствий их влияния, налаживания партнерский контактов. При этом'Складывающаяся в данный момент или определенный период ситуация во внешней экономической среде определяется как экономическая конъюнктура,и библиоменеджерам важно постоянно владеть конъюнктурной информацией, чтобы прогнозировать перспективы развития тех или иных направлений, форм и видов как бесплатного, так и платного обслуживания.
       Особо подчеркнем, что в данном контексте термин"конъюнктура"характеризует временное и уникально-своеобразное сочетание конкретных экономических, социальных, политических и иных условий и факторов, воздействующих на формирование и взаимодействие предложения и спроса не только на платные итоговые продукты деятельности библиотеки (услуги/продукцию), но и на соотношение между совокупным спросом и предложением на все варианты предоставляемого библиотекой обслуживания. Для теоретико-прикладных исследований в условиях становления и развития отечественного инфорынка особое значение приобретает правильная трактовка дефиниции "экономическая конъюнктура" как формы проявления на профильном рынке системы факторов и условий в их постоянном развитии и конкретном преломлении, выражающейся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен (с учетом инфляции и рыночных колебаний) на сверхнормативные платные библиотечно-информационные услуги и продукцию.
       Наибольшее влияние изконъюнктурообразующих факторовв условиях отечественной библиотеки имеют:
       •направленность воздействия(стимулирующие, сдерживающие);
       •сфера происхождения(экономические, социальные, политические, научно-технические и др.);
       •предсказуемость(прогнозируемые, непрогнозируемые);
       •возможность регулирования(регулируемые, нерегулируемые);
       •продолжительность(долговременные, среднесрочные, краткосрочные);
       •стабильность действия(постоянные, непостоянные);
       •принадлежность к определенным стадиям рыночного цикла(спроса, предложения, цены).
       Отметим безусловно положительное воздействие конкуренции на эффективность реализации рыночных механизмов в библиотечно-информационной сфере. В настоящее время развитие основных и дополнительных услуг/обслуживания в библиотеке становится невозможным без комплексного изучения (с привлечением маркетингового инструментария) профильного и смежного рынков — так называемыхконъюнктурных исследований.Библиоменеджеру важно уметь объективно диагностировать создавшуюся ситуацию, формулировать обоснованный прогноз ее рыночного развития:спрос—потребление—производство (воспроизводство)—себестоимость (цена)—экономические показатели—коммуникации.Одно из центральных мест в управлении библиотекой в этой связи должно заниматьмаркетинговое планирование— планированиеспроса(потребности в тех или иных услугах/продукции) исбыта(реализации услуг/продукции). Основываясь на научном прогнозировании, библиотека своей деятельностью в ряде случаев должна опережать текущие интересы пользователей (читателей, коллективных абонентов), целенаправленно влиять на формирование перспективного (в том числе платежеспособного) спроса. Такой подход позволит наиболее эффективно реализовать хозяйственно-экономический и кадровый потенциал библиотеки, разработать номенклатуру соответствующих видов платных услуг и оптимальную спецификацию предоставляемых форм платного обслуживания.
       

        5. Сертификация библиотечно-информаци  онных услуг и продукции 

       В условиях рыночной экономики залогом успеха библиотечно-информационной работы является постановка высококачественного профильного обслуживания пользователей, предоставление библиотекой конкурентоспособных услуг и продукции, отвечающих ожиданиям потребителей. На повестку дня остро встает вопрос управления качеством итоговых продуктов библиотечной деятельности. Как рабочие варианты определений понятий 'качество библиотечно-информационной услуги" и 'качество библиотечно-информационного обслуживания" могут рассматриваться следующие дефиниции:
       качество библиотечно-информационной услуги/продукции— совокупность свойств и характеристик (параметров) услуги, обеспечивающих ее способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности пользователя в соответствии с его запросами и ожиданиями;
       качество библиотечно-информационного обслуживания —совокупность свойств (параметров) услуг/продукции, процессов и условий их предоставления, обеспечивающих удовлетворение соответствующих потребностей пользователей в данном виде обслуживания.
       Правовые аспекты проблемы управления качеством в библиотечно-информационной сфере отражены в законах РФ "О защите прав потребителей" (ред. 1996 г.), "О стандартизации" (1993 г.), "О сертификации продукции и услуг" (1993 г.), а также в федеральных законах "О библиотечном деле" (1994 г.), "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.), "О некоммерческих организациях" (1996 г.).
       Оптимальным для библиотечных учреждений станет поэтапное внедрение в практику различных уровней итоговой оценки профильной деятельности, среди них:самоаттестация(самооценка);идентификация(сравнительная оценка);сертификация(независимая внешняя оценка).
       Самоаттестация оказываемых конкретной библиотекой услуг (производимой интеллектуальной продукции)—процесс внутренней комплексной оценки, носящей вспомогательный характер и позволяющий ранжировать их по степени сложности и срочности выполнения, выделять оптимальные формы и методы обслуживания, определять отличительные признаки и основные потребительские характеристики.
       В числе последних выделим требования оперативности предоставления и достоверности информации; доступности, комплексности, полноты, безотказности и комфортности библиотечного обслуживания.
       Осуществлять самоаттестацию предоставляемых библиотекой услуг можно в соответствии с аббревиатурой ФЗПО:
       • функция (почему/для чего?),
       • задача (как),
       • полномочие (чем?),
       • ответственность /обязательство (что?).
       Исходя из вышеизложенного, при анализе результатов деятельности библиотеки необходимо определить степень достижения поставленной (требуемой) цели, оценить эффективность используемых средств для ее реализации, рассмотреть существующие альтернативные варианты действий (технологии) в контексте имеющихся возможностей, соотнести получаемые параметры предоставляемых услуг/реализуемой продукции с ожиданиями пользователей. При этом оценка качества собственной работы должна проводиться с учетом мнений читателей или коллективных абонентов, интенсивности спроса на итоговые продукты деятельности библиотеки, результатов их использования (в частности, измерения ценности, т.е. полезности, информации для потребителя с прагматической точки зрения, а также степени подготовленности получателя к ее восприятию).
       Идентификация библиотечно-информационных услуг/продукции—подтверждение их аутентичности (тождественности с образцами) как конечного продукта, имеющего рыночный спрос. На этой ступени управления качеством важно исходить из понятия эталонного образца, опираться на существующие нормативные требования, анализировать конкурирующие аналоги.

Страница 4, всего страниц: 8
1 2 3 4 5 6 7 8 




Экономические аспекты информационно-библиотечного обслуживания. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright © 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий Виноградов