Страница 4, всего страниц: 8 1 2 3 4 5 6 7 8
Помимо представленных основных способов ценообразования, реализация ценовой стратегии библиотеки может предусматривать еще ряд аспектов, в частности установление стандартных (неизменных на протяжении определенного времени) и меняющихся (при тактике переменного ценообразования) цен, инициативные ценовые маневры и др. Для оптимальной постановки ценового планирования и эффективной ценовой политики в библиотеке большое значение имеет разграничение принципов определения цен на уже существующие на отраслевом рынке (во многом стандартные) услуги/продукцию и новые (оригинальные, уникальные) библиотечно-информационные продукты. Немаловажную роль играет учет психологических факторов, таких, как ценовые ожидания пользователей, реакция потребителей на цены конкурентов и т. д. Основными видами цен на дополнительные библиотечно-информационные услуги или продукциюмогут бытьпрейскурантные(директивные) исвободные.Из-за инфляции и финансовой нестабильности библиотек учет централизованно зафиксированной прейскурантной стоимости конкретных библиотечных услуг/информационно-библиотечных материалов и ее перенесение на фактические итоговые результаты библиотечной деятельности нереальны. В библиотечной практике повсеместное распространение получают свободные (как вариант — договорные) цены, устанавливаемые и индексируемые в соответствии с экономической ситуацией. В отличие от фиксированных (регламентированных прейскурантом) свободные цены гибкие, в наибольшей степени соответствуют принципам рыночной экономики, способствуя расширению самостоятельности и развитию хозяйственной инициативы отдельных библиотек. Нижним пределом цены в данном случае является фактическая себестоимость услуги или продукции библиотеки, а ее верхний уровень зависит от конъюнктуры рынка и конкурентоспособности предлагаемых пользователям библиотечно-информационных продуктов. Характеризуя общие подходы к ценовой политике в области коммерческих (в том числе уникальных) библиотечно-информационных продуктов, можно констатировать, что библиотеке необходимо устанавливать цены с учетом адекватности их восприятия со стороны как потребителей, так и конкурирующих библиотечно-информационных структур. Даже небольшим библиотекам целесообразно проводить самостоятельные локальные исследования в области ценового маркетинга. Это позволит обоснованно определять и систематически корректировать величину коэффициента ценовой прибыли, координировать политику цен по номенклатуре оказываемых услуг. 4. Конкурентоспособность библиотеки Конкурентоспособность библиотеки — оптимальное сочетание качественных и стоимостно-ценовых параметров итоговых продуктов деятельности библиотеки, позволяющее выдержать конкуренцию при наличии на профильном (прежде всего информационном) рынке аналогичных или близких по характеристикам услуг/продукции других хозяйствующих единиц (производителей, поставщиков), а также постоянно поддерживать потребительский спрос. Конкурентоспособность прямо пропорциональна качеству реализуемого итогового продукта, но обратно пропорциональна его цене и непосредственно зависит от конъюнктуры соответствующего рынка. Термин "конкуренция" по отношению к библиотечно-информационному пространству и инфорынку может использоваться для обозначения процесса взаимосвязи, взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия библиотек друг с другом, службами информации, средствами массовой коммуникации, научно-образовательными и досуговыми учреждениями, книготорговыми организациями, а также иными сопредельными хозяйствующими субъектами различной ведомственной принадлежности и разнообразных форм собственности при продвижении (реализации) соответствующих услуг или продукции. В условиях отечественного рынка библиотечно-информационных услуг и продукции библиотека обычно сталкивается стремя вариантами конкуренции: •видовой— по однотипным услугам/продукции, предлагаемым несколькими профильными производителями, и отличающихся качественными параметрами или дополнительным (сопутствующим) сервисом; •функциональной— между библиотеками и информационными центрами различных типов и видов, между структурными подразделениями внутри библиотеки и др.; благодаря наличию многоканальных возможностей (альтернативных способов) достижения аналогичного эффекта удовлетворения инфопотребностей из разнообразных источников (справочное издание в библиотеке, аналитический материал в выписываемой на дом газете или журнале, телетекстовая информация, устная консультация специалиста образовательного учреждения и т. п.); •ценовой— с учетом так называемых альтернативной стоимости и ощущаемой ценности; посредством различных льгот, но с фиксированной нижней ценой и при соблюдении "баланса безубыточности". Рыночный успех библиотечно-информационной деятельности зависит от ряда факторов, в том числе: •степени удовлетворенияпотребностей и ожиданийпользователей; • правильности выбора приоритетовосновного и сверхнормативного функционирования; •четкостиреализации селективногоподхода к отборуцелевыхгрупп обслуживания; • умения сотрудниковбиблиотеки оперативноосуществлять поискнеобходимыхисходных материалов итворческиинтерпретировать ихв аналитическую и иную метаинформацию; •успешности гармонизациидополнительных платных услуг/продукции с основным бесплатным обслуживанием; •доступностиитоговых результатов деятельности библиотекидля пользователей. Происходящие в последние годы серьезные изменения требований к характеристикам профильных (библиотечно-информационных), сопутствующих (консультационно-образовательных) и сервисных (прибиблиотечных, посреднических) услуг библиотеки, колебания емкости (насыщенности) отраслевого рынка (возможных масштабов реализации библиотечно-информационных продуктов), ценовая диверсификация (многообразие) на предлагаемые различными библиотечными учреждениями однородные услуги или продукцию предопределяютпотребность учета изменений во внешней экономической среде,выявления реальных и потенциальных конкурентов, нейтрализации последствий их влияния, налаживания партнерский контактов. При этом'Складывающаяся в данный момент или определенный период ситуация во внешней экономической среде определяется как экономическая конъюнктура,и библиоменеджерам важно постоянно владеть конъюнктурной информацией, чтобы прогнозировать перспективы развития тех или иных направлений, форм и видов как бесплатного, так и платного обслуживания. Особо подчеркнем, что в данном контексте термин"конъюнктура"характеризует временное и уникально-своеобразное сочетание конкретных экономических, социальных, политических и иных условий и факторов, воздействующих на формирование и взаимодействие предложения и спроса не только на платные итоговые продукты деятельности библиотеки (услуги/продукцию), но и на соотношение между совокупным спросом и предложением на все варианты предоставляемого библиотекой обслуживания. Для теоретико-прикладных исследований в условиях становления и развития отечественного инфорынка особое значение приобретает правильная трактовка дефиниции "экономическая конъюнктура" как формы проявления на профильном рынке системы факторов и условий в их постоянном развитии и конкретном преломлении, выражающейся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен (с учетом инфляции и рыночных колебаний) на сверхнормативные платные библиотечно-информационные услуги и продукцию. Наибольшее влияние изконъюнктурообразующих факторовв условиях отечественной библиотеки имеют: •направленность воздействия(стимулирующие, сдерживающие); •сфера происхождения(экономические, социальные, политические, научно-технические и др.); •предсказуемость(прогнозируемые, непрогнозируемые); •возможность регулирования(регулируемые, нерегулируемые); •продолжительность(долговременные, среднесрочные, краткосрочные); •стабильность действия(постоянные, непостоянные); •принадлежность к определенным стадиям рыночного цикла(спроса, предложения, цены). Отметим безусловно положительное воздействие конкуренции на эффективность реализации рыночных механизмов в библиотечно-информационной сфере. В настоящее время развитие основных и дополнительных услуг/обслуживания в библиотеке становится невозможным без комплексного изучения (с привлечением маркетингового инструментария) профильного и смежного рынков — так называемыхконъюнктурных исследований.Библиоменеджеру важно уметь объективно диагностировать создавшуюся ситуацию, формулировать обоснованный прогноз ее рыночного развития:спрос—потребление—производство (воспроизводство)—себестоимость (цена)—экономические показатели—коммуникации.Одно из центральных мест в управлении библиотекой в этой связи должно заниматьмаркетинговое планирование— планированиеспроса(потребности в тех или иных услугах/продукции) исбыта(реализации услуг/продукции). Основываясь на научном прогнозировании, библиотека своей деятельностью в ряде случаев должна опережать текущие интересы пользователей (читателей, коллективных абонентов), целенаправленно влиять на формирование перспективного (в том числе платежеспособного) спроса. Такой подход позволит наиболее эффективно реализовать хозяйственно-экономический и кадровый потенциал библиотеки, разработать номенклатуру соответствующих видов платных услуг и оптимальную спецификацию предоставляемых форм платного обслуживания. 5. Сертификация библиотечно-информаци онных услуг и продукции В условиях рыночной экономики залогом успеха библиотечно-информационной работы является постановка высококачественного профильного обслуживания пользователей, предоставление библиотекой конкурентоспособных услуг и продукции, отвечающих ожиданиям потребителей. На повестку дня остро встает вопрос управления качеством итоговых продуктов библиотечной деятельности. Как рабочие варианты определений понятий 'качество библиотечно-информационной услуги" и 'качество библиотечно-информационного обслуживания" могут рассматриваться следующие дефиниции: качество библиотечно-информационной услуги/продукции— совокупность свойств и характеристик (параметров) услуги, обеспечивающих ее способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности пользователя в соответствии с его запросами и ожиданиями; качество библиотечно-информационного обслуживания —совокупность свойств (параметров) услуг/продукции, процессов и условий их предоставления, обеспечивающих удовлетворение соответствующих потребностей пользователей в данном виде обслуживания. Правовые аспекты проблемы управления качеством в библиотечно-информационной сфере отражены в законах РФ "О защите прав потребителей" (ред. 1996 г.), "О стандартизации" (1993 г.), "О сертификации продукции и услуг" (1993 г.), а также в федеральных законах "О библиотечном деле" (1994 г.), "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.), "О некоммерческих организациях" (1996 г.). Оптимальным для библиотечных учреждений станет поэтапное внедрение в практику различных уровней итоговой оценки профильной деятельности, среди них:самоаттестация(самооценка);идентификация(сравнительная оценка);сертификация(независимая внешняя оценка). Самоаттестация оказываемых конкретной библиотекой услуг (производимой интеллектуальной продукции)—процесс внутренней комплексной оценки, носящей вспомогательный характер и позволяющий ранжировать их по степени сложности и срочности выполнения, выделять оптимальные формы и методы обслуживания, определять отличительные признаки и основные потребительские характеристики. В числе последних выделим требования оперативности предоставления и достоверности информации; доступности, комплексности, полноты, безотказности и комфортности библиотечного обслуживания. Осуществлять самоаттестацию предоставляемых библиотекой услуг можно в соответствии с аббревиатурой ФЗПО: • функция (почему/для чего?), • задача (как), • полномочие (чем?), • ответственность /обязательство (что?). Исходя из вышеизложенного, при анализе результатов деятельности библиотеки необходимо определить степень достижения поставленной (требуемой) цели, оценить эффективность используемых средств для ее реализации, рассмотреть существующие альтернативные варианты действий (технологии) в контексте имеющихся возможностей, соотнести получаемые параметры предоставляемых услуг/реализуемой продукции с ожиданиями пользователей. При этом оценка качества собственной работы должна проводиться с учетом мнений читателей или коллективных абонентов, интенсивности спроса на итоговые продукты деятельности библиотеки, результатов их использования (в частности, измерения ценности, т.е. полезности, информации для потребителя с прагматической точки зрения, а также степени подготовленности получателя к ее восприятию). Идентификация библиотечно-информационных услуг/продукции—подтверждение их аутентичности (тождественности с образцами) как конечного продукта, имеющего рыночный спрос. На этой ступени управления качеством важно исходить из понятия эталонного образца, опираться на существующие нормативные требования, анализировать конкурирующие аналоги.
Страница 4, всего страниц: 8 1 2 3 4 5 6 7 8
Экономические аспекты информационно-библиотечного обслуживания. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|