Страница 1, всего страниц: 8 1 2 3 4 5 6 7 8
Содержание 1. Зачем нужна экономика? Экономические отношения в библиотеке3 2. Библиотечный маркетинг14 3. Ценовая политика библиотеки19 4. Конкурентоспособность библиотеки23 5. Сертификация библиотечно-информационных услуг и продукции27 6. Внебюджетное финансирование деятельности библиотеки31 7. Платные услуги (обслуживание) в библиотеке32 8. Договорные отношения в условиях библиотеки40 9. Экономическая защита библиотечного фонда45 10. Организационно-экономические методы управления персоналом библиотеки49 Заключение56 Список литературы57 1. Зачем нужна экономика? Экономические отношения в библиотеке В 1992 году, когда библиотеки худо-бедно не знали проблем с финансированием, комплектованием, заработной платой и т.п., на одной из многочисленных тогда библиотечных встреч присутствовал довольно важный чин из городской мэрии (а дело было в очень крупном городе). Долго он слушал стенания библиотекарей по поводу нехватки денег на их высокие полеты духа, а потом встал и сказал: "Хорошо, я согласен выделить вам необходимые средства, скажите только четко и толково: сколько и на что?" И в зале повисла тишина... С той поры много воды утекло. Директора многих библиотек как будто научились считать деньги и лихо составлять сметы расходов. Да вот беда: финансирование с каждым годом сокращается. В ход пошли взаимозачеты, бартер и пр., и пр. А тут и новая беда подоспела — антикризисная (стабилизационная) программа правительства, в которой предусмотрено сокращение бюджетно-потребительных организаций, то есть и библиотек. Указ Президента РФ от 11 декабря 1997 года "О мерах по оздоровлению государственных финансов" повлек за собой соответствующие постановления исполнительной власти на местах. Отсутствие финансирования как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях ведет к закрытию библиотек, децентрализации некогда достаточно сильных библиотечных систем, их раздроблению и нередко, увы, к уничтожению. Никогда перед библиотеками как социальными институтами не стояла так остро проблема выживания. В нынешней экономической ситуации, когда власти озабочены поиском денег в наиболее легких для отъема местах, очень важным моментом для выживания библиотек являются следующие факторы: • высокая востребованность библиотеки в обществе, регионе, муниципалитете. И хотя с мнением людей считаются мало, все же закрыть библиотеку, пользующуюся авторитетом и умеющую работать с общественностью, труднее, чем слабую; • умение руководителя и коллектива считать деньги, эффективно работать с теми ресурсами, которые уже есть, выбирать наиболее оптимальную стратегию и тактику. А это уже элементы экономического анализа, экономического мышления. Экономическое мышление - это прежде всего умение думать, усвоив основные вопросы экономической теории. Хорошо, конечно, когда в штате библиотеки есть экономист-профессионал, еще лучше, если он разбирается в библиотечных вопросах, но, увы, таких счастливых библиотек не много, и приходится руководителям самим осваивать смежные и не очень профессии — юриста, экономиста. Сейчас как никогда важно уметь разговаривать с властями предержащими, различными проверяющими инстанциями (а таких развелось в последнее время немало) на языке, им понятном, то есть со знанием законодательства, экономических категорий, доказательств и т.п. Но главное — библиотекари должны, просто обязаны разбираться в хитросплетениях экономической теории, хотя бы на элементарном уровне, дабы знать себе и своей работе цену, уметь защищать свои интересы и интересы читателей (пользователей) библиотек. Экономическая теория, как пишет Дж.Кейнс, "не есть набор уже готовых рекомендаций. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям". Что же такое экономика? Стандартное научное определение в словаре гласит: "экономика — 1) народное хозяйство, включающее отрасли материального производства и непроизводственной сферы (к коей как раз и относится культура); 2) научная дисциплина, занимающаяся изучением секторов и отраслей хозяйства страны или отдельных ее регионов, а также некоторых условий и элементов производства" Более удобоваримое, на мой взгляд, хотя, может быть, и не столь научное определение, гораздо ближе к специфике нашей работы, дает А. А. Рябикина: "Экономика — это часть жизни общества, которая связана с производством и потреблением (использованием) различных товаров и услуг, а также распределением этих товаров и услуг между отдельными членами общества". Сходное определение дают и Р. Макконнел и С. Брю: "Экономика — это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов"8. Итак, исходя из этих определений, для нас важно разобраться в следующих составляющих: 1) производство — потребление товаров, услуг; 2) распределение этих товаров и услуг; 3) ограниченность ресурсов. Отношения, возникающие между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг, суть экономические отношения. В их основе — обмен товаров и услуг по цене, определяемой рынком. Основными экономическими понятиями, таким образом, являются понятия товара, услуги, производства и распределения. Экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих ответить на три группы взаимосвязанных вопросов: Что следует производить, то есть какие товары, услуги, работы и в каком количестве? Как надо производить, то есть кто должен производить, с помощью каких ресурсов и каких технологий? Для кого производить, то есть кому должны быть предназначены производимые товары и услуги, кто их сможет потребить? Кроме того, экономическая наука призвана еще и рекомендовать, где производить, как продавать и как увязать производство, продажу и потребление. Собственно говоря, на эти же вопросы призвана своей деятельностью ответить любая организация, в том числе и библиотека. Библиотека сможет существовать и развиваться только в том случае, если: - существует в обществе или в определенных слоях общества потребность в библиотечных услугах. Причем библиотека должна адекватно реагировать на изменения в потребностях; - имеются средства для осуществления деятельности библиотеки (финансирование, материально-техническое обеспечение, квалифицированные кадры, организационно-правовые системы); — эффективно используются имеющиеся средства и ресурсы для достижения необходимого уровня удовлетворения потребностей населения. Центральное понятие экономики (как, впрочем, и других видов человеческой деятельности) — потребность, то есть нужда в чем-либо, "принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида". Потребности в экономике выражаются в спросе, то есть "в желании и возможности потребителя приобрести определенное количество товара или услуги по определенной цене и в определенный период времени". Спрос рождает предложение. В рыночной экономике существует закон соответствия спроса и предложения: при прочих равных условиях объем спроса увеличивается, если цена на него снижается, и, наоборот, объем спроса на товар или услугу сократится, если цена на него повышается. Все эти категории имеют место и в библиотечном деле как части непроизводственной сферы. Многое из того, что отличает библиотеки не только от производственных, но и от других отраслей социально-культурной сферы хозяйства страны, непосредственно связано со спецификой ресурсов и предоставляемых услуг, с особым характером взаимоотношений производителей (библиотек) и потребителей их услуг (пользователей). Чем определяется эта специфика, насколько она устойчива, каковы перспективы совершенствования хозяйственного механизма? Отвечая на эти вопросы, нельзя обойти вниманием принципиальное своеобразие взаимодействия между производителями и потребителями культурных, в том числе библиотечных, услуг, Это не просто прямой контакт между ними, характерный для сферы обслуживания. В отраслях культуры (и вообще в социально-культурном комплексе) потребитель вносит свой вклад в достижение конечных результатов, удовлетворения потребностей. Так, высокий уровень начитанности, приобщения к достижениям культуры не может быть достигнут, если усилия библиотекаря не находят активной поддержки тех, кому оказывается услуга. При этом услуга нередко затрагивает личность потребителя, изменяя важные ее черты. Прямое воздействие на потребителя, определяя специфику отрасли, вместе с тем выдвигает особые требования к хозяйственному механизму, способам реализации экономических интересов, ибо непосредственными объектами купли-продажи, что характеризует именно рыночные отношения, в культуре становятся не конечные результаты деятельности, а условия их достижения. Есть еще одна особенность учреждений культуры, к коим принадлежат и библиотеки: они функционируют и развиваются не столько в зависимости от спроса, сколько как объект его формирования. Это означает, что библиотека призвана не только удовлетворять информационные, образовательные и культурно-досуговые потребности населения, но и формировать эти потребности, способствовать их проявлению. Особенно в этом плане выделяются библиотеки, работающие с детьми, — детские и школьные. Процесс развития личности, помимо прочих параметров, включает в себя как раз процесс формирования и раскрытия латентных потребностей и возможностей. Сложность экономического и иного положения библиотеки заключается еще и в том, что она отнесена к сфере культуры, которая является подсистемой системы управления досугом, то есть призвана удовлетворять потребности населения в организации и проведении досуга. Информационные и особенно образовательные потребности удовлетворяются также и иными специфическими учреждениями — учебными заведениями, средствами массовой информации, информационными организациями, в которых действуют свои правовые и экономические нормы, акты, положения. Итак, библиотека аккумулирует функции трех разных сфер, будучи отнесенной по своему правовому и экономическому статусу к одной из них — культуре. Сочетание трех функций — информационной, образовательной и культурной — в соответствии с Федеральным законом "О библиотечном деле" обязательно для любой библиотеки. Доминирование же одной из них создает определенный тип. Например, если преобладает образовательная функция, то библиотека будет учебной, если информационная — научной, если культурная — публичной. Такое деление, конечно, условно, как условно выделение в чистом виде соответствующих потребностей, однако оно важно для определения статуса библиотеки и ее положения в обществе, а соответственно и для решения финансирования, развития материально-технической базы и иных экономических аспектов деятельности. Каждая из функций библиотеки требует своего ресурсного обеспечения. Вот почему в условиях ограниченности этих ресурсов важна правильная оценка последних с точки зрения наиболее оптимального использования. Объективная оценка уровня развития экономического потенциала библиотеки, ее ресурсов обеспечивает необходимую информацию для управления дальнейшим развитием. В той мере, в которой экономика является количественной наукой, она пользуется цифрами, дающими представление о состоянии той или иной области хозяйства. Не является исключением и экономика библиотечного дела. Жизнь общества в целом и библиотек в частности проявляется в виде отдельных фактов и обобщается в данных статистики, информации о событиях, поведении людей и организаций. Путь любого анализа, в том числе и экономического, — это сбор, систематизация и обобщение фактов. Для экономического анализа важно наличие достоверных экономических величин и показателей. Что это такое? "Экономическая величина — это любое число, характеризующее состояние, свойства, качество экономики, ее объектов, экономических процессов в определенные моменты или периоды времени. Наиболее распространенные экономические величины, применяемые для описания экономики, называют экономическими показателями". Установление набора таких показателей — важнейшая задача, над решением которой уже давно бьются специалисты и нашей страны, и за рубежом. Так, уже в 70-е годы ЮНЕСКО предприняла ряд исследований по анализу системы статистики в области культуры. В результате было предложено учитывать следующие данные:
Страница 1, всего страниц: 8 1 2 3 4 5 6 7 8
Экономические аспекты информационно-библиотечного обслуживания. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|