Страница 4, всего страниц: 15 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Шинвестиционные субсидии; Шдолгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты и другие [2]. В бюджетах органов власти и местного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельным блоком и образуют бюджет развития. В рамках данной классификации расходов бюджета может быть произведена дополнительная группировка по получателям бюджетных средств (отдельные категории физических и юридических лиц, нижестоящие органы власти и местного самоуправления и т.п.) и по формам предоставления бюджетных средств. Эти формы таковы: Шассигнования на содержание бюджетных учреждений; Шсредства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; Штрансферты населению; Шассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; Шассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; Шбюджетные кредиты юридическим лицам; Шсубвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; Шинвестиции в уставные капиталы юридических лиц; Шбюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам; Шкредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований; Шсредства на обслуживание долговых обязательств [2]. Классификации расходов бюджета по экономическому содержанию выделено приоритетное место в бюджетном законодательстве РФ. Это может объясняться тем, что при такой классификации довольно легко проследить, к какому конкретно бюджетополучателю поступила определенная сумма бюджетных средств и как она была использована. При этом возможно повышение эффективности бюджетных расходов, т.е. преимущественное выделение средств бюджета тем хозяйствующим субъектам, которые используют их наиболее эффективно. Одним из важнейших оснований для классификации бюджетных расходов являетсяфункциональный признак. Такая классификация бюджетных затрат является наиболее распространенной. Как правило, при публикации бюджетов в средствах массовой информации расходы группируются именно по функциональному признаку. Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств бюджета на выполнение конкретных функций органов власти. К этим функциям относятся: Шгосударственное управление и местное самоуправление; Шсудебная власть; Шмеждународная деятельность; Шнациональная оборона; Шправоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; Шфундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; Шпромышленность, энергетика и строительство; Шсельское хозяйство и рыболовство; Шохрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия; Штранспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; Шразвитие рыночной инфраструктуры; Шжилищно-коммунальное хозяйство; Шпредупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; Шобразование; Шкультура, искусство и кинематография; Шсредства массовой информации; Шздравоохранение и физическая культура; Шсоциальная политика; Шобслуживание государственного долга; Шпополнение государственных запасов и резервов; Шфинансовая помощь бюджетам других уровней; Шутилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров; Шмобилизационная подготовка экономики; Шформирование целевых бюджетных средств; Шпрочие расходы [4]. По сути, такая структура направлений расходования бюджетных ресурсов представляет собой структуру экономики с точки зрения финансирования отдельных отраслей за счет средств государства. Пользуясь функциональной классификацией бюджетных расходов, можно оценить состояние экономики в целом, состояние и перспективы развития отдельных ее отраслей, степень государственного регулирования экономики и прочие показатели. Эта классификация наиболее полно отражает структуру финансирования экономики за счет бюджетных средств [42]. Рассмотрим подробнее некоторые направления расходования средств территориальных бюджетов. К расходам нагосударственное управление и местное самоуправлениеотносятся затраты на содержание соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. В основном это затраты на содержание аппарата управления, объем которых определяется штатным расписанием и сметой расходов учреждения. В штатном расписании указывается количество персонала, фонд оплаты труда и другие подобные показатели. Смета расходов представляет собой документ, в котором предусматривается общая сумма затрат и ассигнования на отдельные цели. При составлении этих документов все затраты строго нормируются с целью минимизации расходов на управление. Расходы насудебную властьосуществляются из территориальных бюджетов в крайне незначительных размерах. Финансирование затрат в областимеждународной деятельностииз территориальных бюджетов осуществляется редко и охватывает международное сотрудничество, выполнение международных договоров, налаживание связей с иностранными партнерами и различными международными организациями. Расходы нанациональную оборонуосуществляются исключительно из федерального бюджета. Передача части этих расходов территориальным бюджетам происходит редко, в случае передачи региональным органам власти определенных полномочий в этой области. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государстваосуществляются соответствующими органами государственной власти и иногда муниципальными образованиями (органы внутренних дел, таможенные органы и др.) Финансированиефундаментальных научных исследованийв РФ осуществляется преимущественно из федерального бюджета. Направление средств бюджета напромышленность, энергетику и строительствообусловлено низкой рентабельностью этих отраслей экономики, в результате чего возникает необходимость в государственной поддержке. Большая часть расходов бюджета по этим направлениям - капитальные. Расходы бюджетов насельское хозяйство и рыболовствообычно незначительны и предусмотрены не всегда. В структуре расходов натранспорт, дорожное хозяйство, связь и информатикунаибольшую долю составляют расходы на транспорт. Это связано с необходимостью модернизации существующей транспортной системы. Кроме того, большая часть расходов по этой статье осуществляется именно из территориальных бюджетов. Это также касается расходов нажилищно-коммунальное хозяйство, которые почти полностью осуществляются из местных бюджетов. К расходам наобразованиеотносятся ассигнования образовательным учреждениям, по большей части государственным. Расходы накультуру, искусство, кинематографию и средства массовой информациивключают в себя бюджетное финансирование государственных и, в необходимых случаях, негосударственных организаций культуры и искусства, а также затраты на проведение культурных мероприятий. В расходы наздравоохранение и физическую культурувходят затраты на содержание государственных и муниципальных медицинских учреждений, оплату труда медицинских работников, приобретение оборудования и расходных материалов и т.п. Социальныерасходы бюджета включают финансирование затрат на оказание социальной помощи населению, содержание учреждений социального обеспечения, реализацию различных социальных программ. Обслуживание государственного (муниципального) долгапредполагает погашение и выплату процентов по внутреннему и внешнему долгу. К расходамцелевых бюджетных фондовотносятся расходы территориальных дорожных фондов, территориальных экологических фондов и др. В составепрочих расходовотражаются затраты на создание резервных фондов, проведение выборов и референдумов, поддержку малого предпринимательства и т.д. [18]. Функциональная классификация позволяет полностью отслеживать финансирование государственного сектора экономики, а также осуществить влияние органов власти на негосударственный сектор. Это является несомненным преимуществом данной классификации. 1.3.3.Оценка эффективности расходов бюджета В предыдущем подразделе были рассмотрены различные направления расходования бюджетных средств. Этих направлений достаточно много, и при разработке бюджета необходимо определить, каким направлениям отдать предпочтение при финансировании. Для этого анализируют экономическую ситуацию в регионе и эффективность бюджетных расходов в прошлые периоды. Очевидно, что следует разрабатывать такую структуру бюджета, при которой расходы наиболее эффективны [20]. Расходы бюджета можно считать эффективными, если они обеспечивают достаточно высокий уровень жизни населения, уровень развития производства в регионе и, кроме того, позволяют достичь запланированных темпов роста валового регионального продукта (ВРП). Эффективность бюджетных расходов можно оценить различными методами и на основе различных показателей. Рассмотрим некоторые из них. 1.Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их структуры. Все расходы бюджета любого уровня в зависимости от их направленности можно разделить на пять групп: I. Расходы на финансирование системы управления; II. Расходы на финансирование систем жизнеобеспечения; III. Расходы на улучшение условий жизни; IV. Расходы на улучшение условий ведения бизнеса; V. Расходы на погашение и обслуживание государственного и муниципального долга [26]. Распределение статей функциональной классификации расходов бюджета в соответствии с указанными группами приведено в табл. 1. 3. Очевидно, что на уровень жизни населения и рост производства в регионе напрямую влияют только расходы II, III и IV групп. Поэтому при оценке эффективности расходов бюджета целесообразно рассмотреть долю каждой из этих групп в общей сумме расходов. Таким образом можно определить, какая доля средств приходится на поддержание уровня жизни в регионе, его повышение, обеспечение роста производства. Чем больше доля этих статей в бюджете, тем эффективнее используются ресурсы [15]. Кроме того, можно рассмотреть долю расходов по каждой статье и оценить их структуру. Таким образом можно проследить, на что конкретно были направлены бюджетные средства и по каким направлениям ассигнования можно сократить. Однако при этом не учитывается, что средства по некоторым на правлениям могут расходоваться неэффективно – вкладываться в нерентабельные предприятия, в реализацию неэффективных социальных программ. Т. е. значительные суммы расходов могут не говорить об их эффективности. Поэтому при анализе эффективности бюджетных расходов необходимо использовать и другие показатели. 2.Оценка эффективности бюджетных расходов на основе коэффициента бюджетной обеспеченности Коэффициент бюджетной обеспеченности – это сумма расходов бюджета Таблица 1. 3. Распределение статей расходов по группам в зависимости от их направленности
Номер группы | Статьи функциональной классификации расходов | I | Государственное управление и местное самоуправление Судебная власть Национальная оборона Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров Финансовая помощь бюджетам других уровней Пополнение государственных запасов и резервов | II | Жилищно-коммунальное хозяйство Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | III | Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия Образование Культура, искусство и кинематография Средства массовой информации Здравоохранение и физическая культура Социальная политика | IV | Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу Промышленность, энергетика и строительство Сельское хозяйство и рыболовство Развитие рыночной инфраструктуры Мобилизационная подготовка экономики | V | Обслуживание государственного долга | Могут относиться к любой группе | Международная деятельность Формирование целевых бюджетных средств Прочие расходы |
Страница 4, всего страниц: 15 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|