Страница 3, всего страниц: 15 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
потребностями населения, которые с течением времени меняются незначительно. Даже не прибегая к расчетам, можно сказать, что средства территориальных бюджетов в рассматриваемый период расходовались неэффективно. Подавляющую долю бюджета составляли непроизводительные расходы, которые не могли обеспечить рост уровня жизни и производства и этим повысить уровень бюджетных доходов. Бюджеты обычно были дефицитными, что представмый период расходовались неэффективно. Подавляющую долю бюджета составляли непроизводительные расходы, которые не могли обеспечить рост уровня жизни и производства и этим повысить уровень бюджетных доходов. Бюджеты обычно были дефицитными, что представляло опасность не только для экономики города, но и для экономики страны в целом. В результате, к 1917 г. городское хозяйство в большинстве городов России находилось на грани экономического кризиса, а бюджетная система требовала срочной реорганизации [43]. 1.2.2.Развитие территориальных финансов в СССР В результате революции и войн экономика и народное хозяйство России были разрушены. Их необходимо было восстановить за счет бюджета, а для этого требовалось найти источники средств. В 1918 г. была создана система государственного и местных бюджетов, но из-за нехватки средств она начала действовать лишь с 1921 г. Доходная часть бюджета изменялась следующим образом: в первые годы советской власти налоги и сборы играли существенную роль, но по мере роста производства ведущее место заняли доходы социалистических предприятий и организаций. Некоторые государственные расходы были переданы местным бюджетам, чтобы обеспечить контроль за использованием средств. При этом был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов, а именно передача им части государственных налогов и сборов. Этот метод позволил усилить связи между бюджетами и сбалансировать территориальные бюджеты. В связи с восстановлением народного хозяйства увеличились доходы местных бюджетов, следовательно, расширился круг мероприятий, финансируемых из них. Из местных бюджетов финансировалось коммунальное хозяйство, содержание местных советских учреждений и частично расходы по народному хозяйству и социально-культурным мероприятиям. Изменился порядок помощи местным бюджетам. Система дотаций из государственного бюджета была малоэффективна, поэтому дотации были заменены субвенциями, т. е. долевым участием государственного бюджета в расходах местных бюджетов. Окончательно бюджетная система СССР была сформирована в Конституции 1936 г. Ее звеньями являлись союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик, которые включали в себя местные бюджеты. После Великой Отечественной войны необходимо было восстанавливать народное хозяйство страны. Это было задачей территориальных бюджетов, а средства для ее выполнения предоставлял государственный бюджет. В начале 60-х гг. были приняты законы о бюджетных правах территориальных органов власти, в соответствии с которыми они могли самостоятельно определять направления расходования средств территориальных бюджетов. С начала 80-х гг. начала усиливаться роль местных органов власти в управлении, следовательно возросло и значение территориальных бюджетов, они были наделены дополнительными правами и полномочиями. На них была возложена задача по реформации народного хозяйства. В последние годы существования СССР существенно расширились права местных органов власти и роль территориальных финансов, что было связано с общей ситуацией в стране [43]. 1.2.3.Территориальные финансы в современной России Бюджетная система Российской Федерации обусловлена федеративным устройством страны. В ней предусмотрены федеральный и территориальные бюджеты. Частично эта система была унаследована от СССР и скорректирована в соответствии с новыми условиями. Бюджетную систему современной России удобно изобразить в виде схемы, которая представлена на рис. 1.3 [17]. Для сравнения с предыдущими периодами на рис. 1.4 представлена структура расходной части бюджета современной Москвы [7]. На диаграмме представлены все статьи расходов, за исключением наименее значительных, доля которых в общей сумме близка к нулю. Доля непроизводительных расходов в этом бюджете невысока. Основная часть средств направляется на благоустройство города: строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, целевые бюджетные фонды развития территорий. Также довольно значительная доля расходов бюджета приходится на осуществление социальной политики, содержание учреждений образования, здравоохранения и культуры. Положительное явление – низкая доля статьи «Обслуживание государственного и муниципального долга». Данная структура расходов, на первый взгляд, достаточно эффективна, так как позволяет поддерживать городское хозяйство и уровень жизни населения на достаточно высоком уровне. Более подробный анализ эффективности расходов бюджета Москвы приведен в разделе 2. 1.3.Расходы территориальных бюджетов 1.3.1.Понятие и сущность расходов территориальных бюджетов В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ), расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления [2]. Это определение касается всех уровней бюджетной системы, его можно конкретизировать относительно бюджета каждого уровня. Так,расходы региональных и местных бюджетов– это средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления соответственно. В России на территориальные органы власти возложены задачи по Рис. 1.3. Бюджетная система Российской Федерации обеспечению функционирования социально-бытовой инфраструктуры. Следовательно, средства территориальных бюджетов расходуются в основном по этому направлению, а именно на жилищно-коммунальное хозяйство, содержание учреждений социальной сферы, социальную защиту населения и т. п. Естественно, что часть средств территориальных бюджетов направляется на содержание органов управления, правоохранительную деятельность и т. п., однако доля этих статей в территориальных бюджетах меньше, чем в федеральном. Это связано с тем, что расходы, непосредственно обеспечивающие потребности населения, осуществляются в основном через территориальные бюджеты, что облегчает контроль за использованием этих средств [21]. БК РФ разграничивает расходы бюджетов разных уровней. Часть расходов, касающихся территориальных образований, осуществляется совместно за счет бюджетов всех уровней. Виды таких расходов перечислены ниже. ШГосударственная поддержка отраслей промышленности. ШОбеспечение правоохранительной деятельности. ШОбеспечение противопожарной безопасности. ШНаучно-исследовательские работы. ШСоциальная защита населения. ШОхрана окружающей природной среды. ШПредупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. ШРазвитие рыночной инфраструктуры. ШОбеспечение деятельности средств массовой информации. ШПрочие расходы [2]. В этот список входят наиболее важные статьи расходов, которые необходимо профинансировать. Отнесение этих расходов на бюджеты всех уровней позволяет органам власти выполнить свои функции даже при нехватке средств в регионе. Однако некоторые виды расходов в регионах возлагаются исключительно на региональные бюджеты. К ним относятся: ШОбеспечение функционирования органов власти субъекта федерации. ШОбслуживание и погашение государственного долга субъекта федерации. ШРеализация региональных целевых программ. ШСодержание и развитие организаций, находящихся в ведении органов власти субъектов РФ. ШОбеспечение деятельности средств массовой информации субъектов федерации. ШФинансовая помощь местным бюджетам. ШПрочие расходы [2]. Финансирование этих статей исключительно из регионального бюджета оставляет за соответствующими органами власти право относительно самостоятельно осуществлять свою бюджетно-финансовую политику. По этой же причине часть расходов финансируется исключительно из местных бюджетов. Это следующие виды расходов: ШСодержание органов местного самоуправления. ШФормирование муниципальной собственности. ШСодержание и развитие организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления. ШСодержание муниципальных органов охраны общественного порядка. ШСодержание муниципального жилищно-коммунального хозяйства. ШСтроительство и содержание дорог местного значения. ШБлагоустройство и озеленение территорий. ШТранспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений. ШОхрана окружающей природной среды. ШЦелевое дотирование населения. ШПрочие расходы [2]. Для обеспечения единства бюджетной системы страны разработана единая классификация расходов бюджетов всех уровней. Рассмотрим ее применительно к территориальным бюджетам. 1.3.2.Классификация расходов бюджета Первая из основ для классификации расходов бюджета, упомянутая в БК РФ – ихэкономическое содержание. По этому признаку бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. В главе 10 БК РФ даны следующие определения этих категорий. Текущие расходы бюджетов– часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ [2]. Капитальные расходы бюджетов– часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета РФ [2]. К текущим расходам бюджета относятся: Шзакупки товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры ( оплата труда государственных служащих, оплата транспортных и коммунальных услуг и т.п.); Штрансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.п.) Штекущие субсидии предприятиям и нижестоящим органам власти; Швыплата процентов по государственному долгу и другие [2]. Текущие расходы составляют текущий бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат. К капитальным расходам относятся: Шзатраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности;
Страница 3, всего страниц: 15 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|