Страница 1, всего страниц: 5 1 2 3 4 5
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………..1 I ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….…..1 1) Сущность Конкуренции, условия Её Существования………1 2) Совершенная Конкуренция……………………………………2 3) Несовершенная Конкуренция…………………………………3 II НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ………………………6 1) Формы Конкуренции в Условиях Монополистического Производства, Ценовая и Неценовая Конкуренция………….6 2) Современные Подходы к Трактовке Проблем Совершенной и Несовершенной Конкуренции…………………………………8 3) Монопольные Цены и Поведение Монополистов…….………9 III АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ ВРОССИИ………………………………………………………..11 1) Особенности Российского монополизма……………………..11 2) Методы Антимонопольной Политики………………………..13 Заключение…………………………………………………….18 Введение Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием -рынок. По определениюрынок- это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятиеконкуренции(лат. concurrere – сталкиваться, состязаться ). Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ Сущность Конкуренции, Условия Её Существования Конкуренция– соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка . Конкуренция (как и её противоположность -монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка . Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.Основными показателями являются: 1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок; 2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него; 3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.); 4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой . Рыночное соперничество классифицируется так: Совершенная Конкуренция Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах,а также: 1.Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара; 2. Реализуемые каждым производителем товары являются однородными; 3. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей; 4. Продавцы действуют независимо друг от друга; 5.Доступ на рынок никем и ничем не ограничен. Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность. Несовершенная Конкуренция Несовершенная конкуренциясуществовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ».1 Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия – исключительное право производства, промысла,торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству.Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции ( таблица 1 ). Монополистическая конкуренция характеризуется наличиеммонопольных ценимонопольных прибылей, речь о которых пойдёт позже. В экономической литературе даётсяследующая классификация монополий: 1. С учётом охвата экономики выделяются такиевиды монополистическихорганизаций: А) Чистая монополия(один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой); Б) Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов). В) Таблица 2 и стр. 5 . 2. В зависимости от причин возникновения различают следующиевиды монополий: А) Естественная монополия(ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.). Б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.) Таблица 1
Параметры состояния рынка | Совершенная Конкуренция | Монополия | Число продавцов | | Много | | Один | | | | | | | | | | Барьеры входа и выхода из рынка | Нет | | Есть(нет вхождения) | | | | | | | | | | Дифференциация продукта | Нет (одинаковые продукты одного вида) | Нет (один продукт) | | | | | | | | | | Участие фирм в контроле над ценами | | Нет | | Полный контроль |
Таблица 2(пояснения на стр. 5)
Покупатели | | Продавцы | | | | | | | Много | | Несколько | | Один | | | | | | | | | | | | Много | | Совершенная | Олигополия | Монополия | | | | Конкуренция | | | | | | | | | | | | | | | Несколько | | Олигопсония | Билатеральная | Ограниченная | | | | | | Олигополия | Монополия | | | | | | | | | | | Один | | Монопсония | Ограниченная | Билатеральная | | | | | | Монопсония | Монопсония | | | | | | | | | | |
Страница 1, всего страниц: 5 1 2 3 4 5
Конкуренция. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|