Страница 1, всего страниц: 5 1 2 3 4 5
Министерство образования Российской Федерации ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ Уральского государственного технического университета Кафедра экономики и организации производства Оценка работы _______________ К у р с о в о й п р о е к т по дисциплине: «Организация труда менеджера» на тему: «Управление персоналом в условиях кризиса на предприятии » слушатель гр. СП- руководитель к.э.н, профессор _______________ Мазырин Виктор Петрович Нягань 2001 Тема: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА НА ПРЕДПРИЯТИИ Реферат. Введение. 1.Управление персоналом предприятия как элемент антикризисных программ. 1.1.Диагностика системы управления персоналом предприятия. 1.2.Особенности проведения антикризисных мероприятий в области управления персоналом. 2.Совершенствование состава и структуры персонала. 2.1.Наем персонала в условиях кризиса. 2.2.Адоптация персонала к новым условиям. 3.Проблемы стимулирования работников в условиях кризиса. 4.Трудовые конфликты в условиях кризиса на предприятии. 5.Антикризисный управляющий в системе управления персоналом. Литература. РЕФЕРАТ Курсовой проект выполнен по индивидуальному заданию. В предлагаемой работе в теоретическом и практическом аспектах рассмотрен комплекс вопросов, связанных с коренными изменениями в системе управления предприятием в условиях рыночной нестабильности, на основе накопленного в России опыта, а также из результатов мировой практики в данной сфере: 1. В чем необходимо видеть существо и главные достоинства антикризисного менеджмента? 2. Каковы главные резервы антикризисного управления предприятием в специфических условиях России? 3. Почему менеджер является основной фигурой в устранении негативных явлений функционирования предприятия на рынке? 4. Почему менеджер ничего не добьется в улучшении экономики и финансов предприятия, если он не получит полную поддержку трудового коллектива? 5. Как должен действовать кризис-менеджер, чтобы мобилизовать всех сотрудников на спасение предприятия? 6. Какими качествами должен обладать современный менеджер – антикризисный управляющий при управлении персоналом в условиях кризиса на предприятии. ВВЕДЕНИЕ Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых.В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами( статистические данные за 2000год). К сожалению, среди них много крупных. Основная причина рыночной несостоятельности - грубейшие просчеты руководителей, низкий уровень менеджмента, отсутствие опыта работы в условиях рынка, а также стремление многих из них обогатить себя, свою семью, приближенных за счет трудовых коллективов. Проводимые сегодня процедуры банкротства многих предприятий, в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», призвана привести к появлению на них новых собственников, новых менеджеров, способных эффективно функционировать на рынке, соблюдая действующее законодательство. Новым управляющим нужно в полной мере осознать, что «делают деньги» не они, а их труженики, трудовой коллектив и, создавая для последних трудности, они режут курицу, «несущую золотые яйца». Однако многие трудности России связаны с тем, что у нас имеется огромный дефицит менеджеров. Сегодня в стране не хватает около 5 млн. менеджеров, а качество подготовки к рыночной деятельности большинства имеющихся оставляет желать много лучшего. В России менеджеров – всего полпроцента занятых ( для сравнения: в США – около 16 процентов). Попытка подготовки готовит управленческие кадры за рубежом или на основе западных программ успехов не принесли: в России нет развитой рыночной инфраструктуры, иные традиции хозяйствования, свой менталитет, наследие коммунистического прошлого, совсем другие ориентиры бизнеса. Общеизвестна триада, определяющая ныне успех в бизнесе – «Люди - продукт-прибыль». Стабильность бизнеса, прочность позиции фирмы на рынке, ее финансов обеспечивают прежде всего люди. Однако самое главное-голова, менеджер. В каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств и достоинств менеджера, являющегося мотором рыночной экономики. Сегодня опыт убеждает, что очень важно не попасть в «черные дыры» экономики, т.е. предприятия, которые поглощая в изобилии ресурсы, просто не в состоянии произвести конкурентоспособную продукцию, поскольку большинство из них оснащены техникой вчерашнего дня, не выдерживают конкуренции с потоком высокотехнологичных товар. В крайне сложных современных условиях России реальных успехов в антикризисном управлении могут добиваться только всесторонне подготовленные менеджеры, новаторы. Так каким образом управлять персоналом в условиях кризиса на предприятии и какими качествами при этом должен обладать современный менеджер – антикризисный управляющий? 1.Управление персоналом предприятия как элемент антикризисных программ Повышение уровня конкурентоспособности организации, в том числе и в условиях кризиса в решающей степени определяется качеством имеющегося персонала: его квалификацией, потенциалом, степенью сплоченности, лояльностью к организации и мотивацией к высокопроизводительному труду. Разумеется, качества отдельных руководителей играют немаловажную роль для эффективной деятельности предприятия, однако его стабильность и степень «выживаемости» зависят, прежде всего, от качеств «среднего» персонала, которые в свою очередь, определяются существующей системой управления трудом. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации определяется тем, насколько мобильно она реагирует на любое изменение внешней по отношению к ней среды, насколько чутко улавливает изменения потребностей рынка, насколько она готова к постоянным изменениям. В этих условиях требуется принципиально новый тип работника: высококвалифицированный, инициативный, склонный к инновациям, готовый самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, привязывающий свои личные цели к целям организации, в которой работает, ориентированный на долгосрочное сотрудничество. Как правило, одной из базисных причин кризисного состояния отечественных предприятий, наряду с микро- и макроэкономическими причинами является несоответствие принципов и методов управления персоналом современным условиям рыночной экономики. У руководителей предприятия слишком сильны стереотипы административной системы управления, для которой персонал является ресурсом вспомогательным, а каждый работник рассматривался лишь как легко заменимый « винтик » механизма. Правильное использование сотрудников организации, в соответствии с их способностями, является одной из главных причин ее успешной работы. И, наоборот, незнание способностей людей, а, следовательно, и их потенциальных рабочих возможностей, расстановка людей в нарушение личностных интересов, в несоответствии со способностями является одной из возможных причин кризиса организации. Как показывает практика, отечественное предприятие, находящееся в системном кризисе, чаще всего сталкивается не только с проблемами технологического или финансового характера, но и с такими «кризисогенными» проблемами в сфере управления персоналом, как: ·чрезмерная жесткость и иерархичность организационных структур; ·монополизация информации, полномочий и ответственности в рамках руководства предприятия; ·отсутствие четкого, рационального распределения функций между подразделениями, дублирование работ; ·отсутствие общих для всего персонала традиций и норм поведения; ·низкая трудовая дисциплина; ·избыточная численность персонала, несоответствие его квалификационной структуры потребностям предприятия; ·низкая производительность и т.п. Все вышеуказанные явления обусловлены в первую очередь недостатками существующей на предприятии системы управления трудом. Таким образом, совершенствование системы управления персоналом является одним из направлений антикризисной стратегии предприятия, что должно быть отражено в антикризисной программе. Эта программа должна предусматривать переориентацию на принципиально новые цели и методы работы с персоналом. К ним относятся: ·ориентация на наиболее полное использование имеющегося на предприятии кадрового потенциала; ·уменьшение иерархических уровней управления, упрощение организационных структур за счет децентрализации полномочий и ответственности в масштабах предприятия; ·разработка объективных критериев оценки результативности деятельности работников; ·совершенствование стимулирования работников, переход к предельно гибким системам оплаты труда, ориентирующим работника на эффективный труд не только на его рабочем месте, но и на достижение конечных целей деятельности предприятия в целом; ·создание эффективной системы совершенствования кадрового потенциала предприятия на основе программ развития персонала; ·выработка корпоративной культуры предприятия, обеспечивающей высокие социально-экономические показатели.
Страница 1, всего страниц: 5 1 2 3 4 5
Управление персоналом в условиях кризиса на предприятии. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|