Каждый месяц банки, лизинговые, инвестиционные компании получают запросы на финансирование инвестиционных проектов. Фактически реализуется в лучшем случае каждый десятый проект. Почему так происходит, и что нужно сделать соискателю инвестиций, чтобы его проект не был отклонен?
Деньги к деньгам
Самая частая причина отклонения проектов, связанных с внешним финансированием, это неготовность их авторов оплатить существенную часть стоимости проекта своими средствами.
Обычное условие банка - финансирование максимум 70% общей потребности проекта. Поразительно большая доля инициаторов проектов не желает это услышать и надеется, что их случай исключительный. Результат - даже хорошо проработанный с других точек зрения проект отклоняется.
Примерно то же происходит с обеспечением. Если невозможно обеспечить кредит за счет имущества инициатора проекта, нужно искать другие варианты (обеспечение, предоставленное третьими лицами, проектное финансирование, совместное предприятие, лизинг).
Первое приближение
На начальном этапе проработки проекта многие из его параметров определяются "оценочно", на основе данных из открытых и легкодоступных источников. Этого достаточно для первой проверки проекта на состоятельность. На этом этапе можно составить краткое резюме проекта и представить его нескольким возможным инвесторам для определения их заинтересованности.
Самая частая ошибка этой стадии - отсутствие сформулированного предложения к инвестору, отражающего ЕГО интересы. Обычно в бизнес-плане рассчитывается дефицит денежных средств по периодам проекта и предполагается, что весь он будет покрыт кредитом - одним, на всю сумму, со сроком "как можно дольше", при неком "рыночном" проценте. И далее один и тот же расчет предъявляется и долевому, и долговому инвестору - мол, сформулируйте предложение сами.
Если речь идет о долевом финансировании, то почти всегда остается "за скобками" ключевой для инвестора вопрос о порядке выхода из проекта (продажи акций или долей).
Другой частый изъян проектов - неясности с правовыми вопросами, касающимися имеющейся собственности, на которой основан проект (земля, здания, интеллектуальная собственность, лицензии и проч.). Часто необходимые ресурсы числятся на различных структурах, связи которых с проектом не определены, права на эти объекты не всегда верно оформлены. Эта ситуация создает для инвестора значительные дополнительные риски и может быть причиной отказа в финансировании.
Война план не покажет
После того, как определены основные контуры проекта и предварительные варианты схемы его финансирования, наступает период детализации. Усредненная стоимость этого этапа - около 5% стоимости проекта: зарплата проектной команды, командировки, маркетинговые исследования, проектные работы, экспертизы и согласования. Это обычная мировая практика, и примеры тому автору статьи довелось наблюдать воочию. Российским же компаниям вложение, например, 50 тысяч долларов в проработку проекта стоимостью миллион долларов кажется дикостью, ведь проект может и не состояться! Однако инвесторы другого мнения: после получения "сырого" обоснования проекта обязательно будут запрошены все необходимые подтверждающие документы, экспертизы, согласования, предварительные соглашения. И если инициатор не готов должным образом проработать проект за свои средства, отказ практически неминуем.
Бог в деталях
В результате "недофинансированной" проработки проекта, а иногда и просто от недостатка опыта получается набор недочетов, кочующих из одного бизнес-плана в другой.
В инвестиционном плане - это недооценка средств (и нередко, времени):
- на проектирование, подвод коммуникаций, строительство дорог, согласование лимитов на энергоносители;
- на оплату страховых и таможенных платежей, НДС, комиссий за открытие аккредитивов;
- на приобретение вспомогательного оборудования, передаточных устройств, грузоподъемных механизмов;
- на оплату издержек, связанных с оформлением документов (например, пошлина за нотариальное заверение залога составляет 1,5% от его стоимости, а это заметная сумма);
- на доставку, погрузочно-разгрузочные работы, монтаж оборудования, обучение персонала;
- на пуско-наладочные работы (включая материалы, энергоносители, которые пойдут на пробные партии продукции в период отладки оборудования).
В части маркетинговой проработки проекта - это недостаточное внимание:
- оценке емкости целевого рынка и обоснованию планируемой доли продукции проекта на этом рынке;
- проработке будущей системы дистрибуции продукции проекта;
- обоснованию цены сбыта (она может быть выше или ниже, чем у конкурентов, но она должна быть обоснована);
- конкурентам, уровню их технологий, качеству производимой продукции, материальным, финансовым и административным ресурсам, возможным ответным ходам после появления на рынке продукции проекта;
- обоснованию динамики продаж (часто забывается, что выход на плановый уровень загрузки наступает далеко не сразу);
В операционном плане - это недооценка таких компонентов, как:
- потери в производстве и хранении, брак,
- вспомогательные материалы и ремонтные расходы;
- платежи, связанные с отходами производства;
- расходы на сбыт продукции (зарплата кладовщиков, грузчиков, затраты по содержанию складских помещений);
- потребность в оборотном капитале, в особенности на стадии выхода на рынок.
Безусловно, в каждом проекте масса нюансов, и перечень недочетов, приведенный в данной статье, далеко не полный. Лучше выявить их до представления проекта инвестору, посмотрев на проект "свежим взглядом" - своим собственным, или глазом специалиста из-за пределов своей компании.
Анастасия Кузьминова. "БИЗНЕС-ПЛАН ДЛЯ БАНКА". Любимые грабли разработчиков. // Челябински Бизнес-Журнал, №11, июнь 2005 г.
|