Страница 1, всего страниц: 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Проф.к.э.н. ГЛАЗЫРИН В.Ф., Ст.преп. ГОРДЕЕВ С.Н., Доц. БАЛЯБИН А.А., Асс. САВКИН В.П. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ / конспект лекций / Днепропетровск В предыдущих темах были рассмотрены общие основы экономического развития и наиболее важные черты рыночной экономики на макроуровне. В предлагаемых пяти темах речь пойдет в основном о социально-экономических аспектах жизнедеятельности первичных звеньев экономики-предприятий, т.е. о микроуровне рыночной системы, в которую должны войти предприятия /формы/. Ныне они делают первые нелегкие шаги на этом пути. Движение к социально ориентированной смешанной экономике рыночного типа /именно в этом состоит главный замысел экономических реформ/ в первую очередь / на 9/10/ зависит от того как и насколько разумно, эффективно и быстро на уровне предприятий будет освоено многообразие форм собственности / т.е. многообразие производственно-предпринимательской и коммерческой деятельности/, новый, рыночный ценовой механизм, порядок формирования, распределения и использования доходов /зарплаты, прибыли и других/ , а также от того какого качества будет управление предприятием /фирмой/. Таковы главные идеи лекций по разделу «Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике». ТЕМА I. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУБЬЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ /РЭ/ Основные вопросы / план/ 1. Необходимость и сущность разгосударствления собственности. Демонополизация экономики. 2. Взаимосвязь форм собственности и форм предпринимательства. 3. Утверждение нового статуса предприятия при переходе к РЭ. 4. О малых предприятиях. 5. Субъекты , сферы и формы предпринимательской деятельности. 1. Необходимость и сущность разгосударствления собственности и приватизации предприятий. Демонополизация экономики. Практика показала, что огосударствление всех сфер экономики ведет к двум взаимосвязанным последствиям:1) к сосредоточению функций и прав собственника в управленческих структурах (органах) – министерствах, ведомствах, комитетах и т.п. - ; 2) к отчуждению большинства трудящихся от средств и результатов производства . В итоге собственность как бы исчезает – перестает быть источником доходов ее владельца, не является основой их хозяйственного поведения, лишается роли фактора мотивизации трудовой и предпринимательской деятельности, короче, утрата реальных прав собственности – это и утрата сути экономической ответственности. Стало ясно, что экономика, основанная на монополии госсобственности и централизованного планирования, не в состоянии оживить нашу систему, сделать ее гибкой и эффективной. Монополизм в экономике состоит в том , что государство выступает и собственником, и производителем, и работодателем; он является свойством административно-командной системы, опирающейся на преобладание госсобственности (около 90% основных производственных фондов-3 тр.руб. в хозяйственной жизни, Например, почти 2 тыс. Видов продукции (стоимостью 11 млрд.руб.) производилось на одном предприятии; второй пример монополизированного производства: в машиностроительном комплексе составляло 80% (по объему производства); только в машиностроении имелось 166 предприятий-монополистов и 180 монополизированных производств; из 344 укрупненных групп промпродукции по 299 доля одного крупнейшего предприятия превышала 50% общего объема производства данной продукции, а по 109 предприятиям она достигла 90%. Монопольное положение предприятий поражает: 1) стремление реализовать свои интересы за счет зависимых потребителей (диктат при заключении договоров) завышение цен, поставки низкокачественной продукции).; 2) в условиях кризиса денежно-финансовой системы и товарного голода обесценился рубль и развился прямой натуральный обмен ( бартерный);3) в условиях административно-командной системы система монополизма в экономике неизбежно поражает «теневую экономику» со многими ее негативными социально-экономическими последствиями (Что такое эта экономика и ее последствия –см.например,ж. «Экономические науки», 1991г., №…). Как преодолеть монополизм в нашей экономике? Мировой опыт ( в т.ч. практика ряда Восточноевропейских стран) свидетельствует о том, что необходимо: Во-первых, антимонопольное законодательство, обеспечивающее: а) разукрупнение предприятий-гигантов, концентрирующих значительную долю продукции той или иной отрасли; б) создание предприятий-дублеров и новых производств, лишающих монополистов производить подавляющую часть конкретных видов продукции. Второй путь демонополизации экономики состоит в создании условий для конкуренции между свободными и независимыми производителями, находящимся в равноправном положении между собой, действующими по одинаковым правилам соперничества. Оба эти пути преодоления монополизма взаимосвязаны и каждый имеет свою логику. Если, например, ограничиться только принятием антимонопольных законодательств, то дело сведется к внеэкономическому давлению на предпринимателей, а борьба с монополизмом сведется к формальным акциям и под прикрытием законов сохранится административная командная система. Поэтому требуется также конкуренция, для которой необходимы такие основные условия: первое – разгосударствление и разукрупнение (через выкуп, аренду и акционирование) части крупных предприятий-монополистов; второе – наличие множества производителей; третье – отмена ограничений в предпринимательстве. (На создание этих условий направлен Закон Украины «О предпринимательстве» см. «Правду Украины», 05.03.91г.). При таких условиях конкуренция становится регулятором отношений между предпринимателями , т.е. состязаться будут именно они, а не потребители. Проводя разгосударствление собственности, необходимо считаться с практикой других стран. Она (практика) говорит о том, что госсобственность полностью упразднить нельзя. Эта собственность эффективна в производственной и социальной инфраструктуре: ж.д. транспорте, связи, космических системах, оборонном комплексе, части здравоохранения, образования, культуры, науки, По мнению специалистов, для нормального функционирования экономики в госсобственности должно быть не более 30% основных фондов ( а не 90%). Остальная часть богатства должна быть в других секторах экономики – в групповой и индивидуальной (частной) собственности. Т.е., разгосударствление – это объективная необходимость. Как производить разгосударствление собственности? В решении этой задачи видны три подхода (на сегодня): первый – основан на безвозмездной передаче имущества госпредприятий в собственность их трудовых коллективов; второй – заключается в продаже госимущества и аренде его с последующим выкупом, т.е. на возмездной основе; третий сводится к передаче госимущества всем членам общества: а) в равных долях; б) по коэффициентам, учитывающим трудовой вклад людей в приумножение имущества, трудовой стаж. Какому из этих подходов отдаете вы предпочтение и почему? Или имеется свой вариант решения этого вопроса, выскажите его на занятии. Концепцией перехода Украины к РЭ (см. раздел 2) «Отношения собственности и свобода предпринимательства» определены принципы разгосударствления: 1-й – соблюдение интересов трудящихся и общества; 2-й – добровольность; 3-й равноправие существования и защита всех форм собственности; 4-й – специфичность в разных отраслях народного хозяйства; 5-й-гласность.(см. также законы Украины «О приватизации государственных предприятий» (Голос Украины»,14 апреля и 6 мая 1992г.). Определены также способы и методы разгосударствления: а) за счет продажи акций и создания АО (на первом этапе акции намечено продавать лишь работникам предприятий, часть акций может купить государство в лице органов управления или госпредприятия, часть акции – иностранные физические и юридические лица; б) за счет собственных средств путем выкупа у государства предприятий их коллективами, частными лицами, кооперативами и объединениями ( в первую очередь средних и малых предприятий). Продажа и передача производится будет по рыночным ценам с использованием аукционов в сфере торговли, общепита, услуг, строительства, автомобильного транспорта. 2. О взаимосвязи форм собственности и форм предпринимательства. Частично этот вопрос уже рассматривался в теме о собственности. Взаимосвязь между формами собственности и формами предпринимательства не искусственная, а объективная. Ее суть сводится к тому, что в хозпрактике, т.е. реальной экономической жизни, собственность, проявляется через экономическую, хозяйственную деятельность. Другого здесь просто не дано. Это можно видеть из 3-х законов Украины – о предприятиях, собственности и о предпринимательстве, которые неслучайно приняты одновременно. Кстати, в их тексте есть прямые указания на Закон о собственности. А в Законе о предприятиях (ст.2, п.1) зафиксировано: «В соответствии с формами собственности, установленных Законом «О собственности», могут действовать предприятия следующих (перечислены 8) видов: 1. Индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно его труда; 2. Семейное – основанное на собственности граждан Украины – членов одной семьи, проживающих вместе ; 3. Частное – основанное на собственности отдельных граждан Украины с правом найме рабочей силы; 4. Коллективное – основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, другого уставного общества, общественной и религиозной организации; 5. Государственное коммунальное – основанное на собственности административно-территориальных единиц (городов, сел, поселков и т.п.); 6. Государственное – основанное на общегосударственной (республиканской) собственности; 7. Совместное (СП) – на базе объединения имущества разных владельцев (смешанная форма собственности). В числе основателей СП могут быть юридические лица и граждане Украины и других государств; 8. Предприятие – основанное на собственности юридических лиц и граждан других государств. Их создание регулируется отдельным законодательством. Из перечисленных 8-ми видов предприятий раньше не было или почти не было предприятий 1-го,2-го,3-го,7-го и 8-го видов, т.е. 5-ти видов. Тогда как до реформы у нас были предприятия, по существу лишь двух видов – государственные и кооперативные. Причем, последние лишь в форме колхозов. В аграрном секторе Украины происходит и предстоит осуществить также крупные реформы. При переходе к РЭ происходит не только становление многообразия видов предприятий на основе многообразия собственности, но кардинально меняется статус (положение) предприятия. Что здесь наиболее важно? Согласно Земельного Кодекса, принятого ВС Украины 18.12.90г., (введенного в действие с 15.03.91г., а 5-й его главы о земельном налоге и арендной плате – с 1.01.92г.) в аграрном секторе начата земельная реформа – составная часть экономической реформы, проводимой в связи с переходом к РЭ.
Страница 1, всего страниц: 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций). Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|