EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:


Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

Иван Заргарян
ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ДВА ГОДА.
Заместитель генерального директора негосударственного пенсионного фонда "Система"

Источник: Газета "Финансовые Известия"
Разделы: Финансы и кредит , Экономика России
      Мероприятия, осуществленные в рамках реформы, можно условно подразделить на три этапа: распределение Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) средств по индивидуальным счетам граждан; рассылка фондом "писем счастья" и передача гражданами накопительной части пенсии в управление частным компаниям. С первым этапом фонд в целом неплохо справился (не считая проблемы нулевых счетов) и в срок распределил 37.8 млрд. руб., полученных в 2002 году, на 60 млн. индивидуальных счетов граждан. Остальные два этапа, по единодушному мнению журналистов, специалистов и эксп
      ертов, откровенно провалены.
     
      Так, начало рассылки "писем счастья" совпало аккурат с его плановым окончанием; указанный в письме конечный срок подачи заявлений о выборе управляющей компании был неверен и вводил граждан в заблуждение; отсутствовал список управляющих компаний; текст самого письма был малоинформативен и попросту заканцелярен.
     
      Вместе с тем государству в лице Пенсионного фонда, разославшего письма, представился уникальный шанс донести до каждого работника информацию о сути проводимой реформы.
     
      К сожалению, в дальнейшем не обозначилась эта информация в территориальных отделениях фонда. Подавляющее большинство населения до самого последнего дня приема заявлений так ничего и не узнало про трансферагентов, и то, что для выбора управляющей компании вовсе не обязательно было иметь на руках "письмо счастья".
     
      Как охарактеризовать упущенное: недомыслие, халатность или отсутствие средств? Последний фактор, впрочем, можно опустить - в 2003 году на пропагандистские мероприятия в бюджете фонда было выделено 149 млн. руб. Еще $1.5 млн. из займа Всемирного банка предоставили Пенсионному фонду России на информирование населения о выборе управляющих компаний. Не потрачено ни рубля.
     
      Возможно, ознакомившись с результатами опроса аналитической службы Всероссийской службы изучения общественного мнения, "отцы-реформаторы" поняли, что реформа совсем не интересует и в ближайшие годы вряд ли заинтересует тех, ради кого она проводится, а вот на интересующихся (мужчин старше 50 лет и женщин от 45 лет и старше) она не распространяется. Так зачем зря тратить деньги?
     
      Еще одним аргументом, пожалуй, лучше всего объясняющим сознательное неинформирование населения, по мнению анонимного представителя частной управляющей компании, является то, что "...пусть лучше люди не узнают о реформе совсем ничего, чем увидят, как плохо сконструирована новая российская пенсионная система".
     
      Действительно, по мнению реформаторов основными задачами реформы являются: создание распределительно-накопительной системы, вывод зарплаты "из тени", приватизация пенсионной системы.
     
      Попробуем проанализировать, насколько глубоко проработаны и реализованы вышеперечисленные составляющие.
     
      Накопительные взносы, от 3% в 2002-2003 годах до 6% в 2006 году, в России намного ниже, чем сейчас отчисляют, например, польские и казахские служащие от своей зарплаты (7.3% и 10% соответственно).
     
      Но даже столь незначительная накопительная часть уже сегодня создает трудности в распределительной системе. Так, советник председателя ПФР Владимир Вьюницкий отмечает, что "если в 2003 году с выплатой пенсий нынешним пенсионерам ПФР справится самостоятельно, то с 2004 года федеральный бюджет должен найти возможность компенсировать фонду средства, выпадающие в связи с проведением пенсионной реформы".
     
      Правда, "удачное" решение тут же предложил Минтруд: на 40% уменьшить обязательства ПФР по выплате страховой пенсии перед теми, кто начнет получать ее после 2013 года. Надеюсь, что до массовых акций протеста, аналогичных итальянским и французским, в случае его реализации на практике дело не дойдет, но в идеологии реформы четко обозначится отсутствие "человеческого фактора". Еще одно "ноу-хау" по данной проблеме, озвученное министром труда и социального развития Александром Починком в конце декабря - покупка трудового стажа за деньги, которые гражданин будет самостоятельно отчислять в Пенсионный фонд России, чтобы они учитывались в страховой части его пенсии. Не совсем понятно, зачем тогда вообще накопительная составляющая?
     
      Вызывает удивление нескоординированность планов по модернизации реформы между Минэкономразвития, Пенсионным фондом, Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Минфином и Минтрудом. Например, обозначенное выше предложение Починка о 40%-ном уменьшении обязательств советник главы ПФР Владимир Вьюницкий назвал "не просто головотяпством, но и серьезной политической ошибкой".
     
      Вряд ли сопутствуют успеху кампании межведомственные разногласия, нередко противоположные точки зрения по реализации реформы, отсутствие ведомства, ответственного за ее проведение.
     
      Мизерные отчисления с зарплаты на накопительную часть пенсии не способствовали выводу зарплаты "из тени", как на то рассчитывали реформаторы. Граждане у нас вполне вменяемые и ради "журавля в небе" не стали конфликтовать с работодателями.
     
      Что же касается приватизации пенсионной системы (третий этап в рамках мероприятий начатой реформы), то даже самые мрачные пессимисты не предполагали, что только 500 тыс. (по предварительным данным) из 42 млн. россиян, или чуть более 1% всех застрахованных граждан, передадут в этом году свои пенсионные накопления в частные управляющие компании. Самое интересное, что, "не пошевелив пальцем", реформаторы объясняют этот результат... слабой рекламной кампанией частных управляющих, как будто это не государство затеяло реформу.
     
      Столь малый процент граждан, доверивших частным компаниям управление накопительной частью своей трудовой пенсии, по мнению одного из руководителей ведомства, контролирующего их деятельность, ставит под сомнение целесообразность ее проведения, ибо управление незначительными суммами невыгодно частным компаниям, т.к. оно может оказаться нерентабельным, и доходность будет незначительной.
     
      Нет пользы от этого и государству, так как оно будет вынуждено практически на всю сумму накоплений купить государственные долги и "вместо накопительной мы получим более дорогой вариант распределительной системы", считает один из разработчиков реформы Михаил Дмитриев.
     
      Хочется надеяться, что в следующие годы положение с приватизацией улучшится, учитывая, что с 1 января 2004 года к участию в пенсионной реформе будут допущены негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Впрочем, надежды могут и не сбыться. По мнению налоговиков, НПФы, получая накопительную часть трудовой пенсии, должны будут уплачивать с этих поступлений налоги. Если Пенсионный фонд России такие налоги платить не будет, то участие негосударственных фондов в пенсионной реформе будет весьма проблематичным.
     
      Наконец, окончательно похоронить развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России способно, в случае его одобрения правительством, предложение, высказанное главой Пенсионного фонда накануне двухлетия реформы, о возможности граждан добровольно отчислять средства на свой счет в Пенсионный фонд России.
     
      Необходимо немедля скорректировать концепцию, сформулировать квинтэссенцию реформы простым и доступным языком и довести ее до граждан. Определить мотивацию участия в реформе работника и работодателя, доработать (вернее, переработать) законодательную и налоговую составляющие, устранить межведомственную разобщенность, соблюдать принятые "правила игры", назначить ведомство, ответственное за проведение реформы в жизнь.
     

Иван Заргарян. Пенсионной реформе исполнилось два года. // Газета "Финансовые Известия" - 16.01.2004

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright © 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий Виноградов